Aamulehti
/25.12.2008/
Рождественская проповедь от Вилле Вало.
Вилле Вало отмечает Новый год на сцене со своей группой HIM. А до этого, дорогие готовящиеся к празднику граждане, сядьте на минутку поудобнее, так как в честь светлого праздника у Вало к вам разговор.
Вилле Вало слегка растягивает время. Он достаёт лёгкую сигарету из своей пачки, зажигает её и спокойно затягивается.
В виде карт на стенах офиса Сеппо Вестеринена на Ууденмаанкату развешен мир. Мир утыкан иголками, значение которых быстро становится ясным.
Группа HIM завоёвывает новые сердца от концерта к концерту.
Вало выпускает из лёгких облако дыма и возвращается к заданному вопросу:
- О чём бы я говорил, если бы читал рождественскую проповедь?..
Размышления через минуту прерываются.
- Я бы начал с семьи. С её значения, с того, что надо уважать родителей. Ещё бы сказал, что надо прощать их. Не все же семьи идеальны. Ничья семья не соответствует шаблону из книг и рекламы.
- Я бы начал говорить про одиночество. Рождество может стать занудной обязанностью или просто пьянкой. Ещё я бы сказал, что Рождество - это дверь, ни для кого не закрытая.
- Я бы сказал про бездомных и покинутых. Саму проповедь я бы читал в ночлежке на Пурсимиехенкату. У её обывателей, наверно, нашлось бы, что рассказать о семье, забвении и одиночестве.
- Возможно, услышав рассказы бездомных, люди начали бы ценить то, что у них есть. Я бы сказал, что любой повод собраться - это хороший повод. В том числе Рождество.
Синева дыма
заполняет комнату. Новая сигарета мелькает между пальцами Вало. Не насмехается ли он, смотря мне в глаза? В голове уже раздается его хрипловатый смех.
Но он не смеётся. Он критикует сам себя, и это подчёркивает его серьёзность.
- Очень часто забываешь, что живёшь под одной крышей со своими замечательными родителями.
Он снова выпускает дым. Затем продолжает говорить. Критикует излишнюю спешку, карьеризм и эгоцентричность - все пороки, в которых обвиняет и самого себя.
- Неплохо бы вспомнить и оставшиеся крохи любви.
В любви
нет недостатка, когда верные поклонники HIM со всех уголков мира устраивают паломничество в Финляндию - встретить Новый год уже традиционным способом.
В канун Нового года HIM поднимаются на сцену Тавастии уже десятый раз подряд. По всему миру фанаты борются, чтобы достать билеты.
Верные обожатели группы провожают старый год под тёмные мелодии, как более зрелая публика стекается со всего мира в филармонию в Вене.
Празднование группой Нового года разрослось до фестиваля, который распространится на Тампере и Оулу.
- Вообще весь этот странный обычай появился потому, что мы хотели избежать новогодней суеты. Мы хотели найти убежище от пиротехники и прочих летающих предметов, - вспоминает Вало. Он выглядит довольным, что народ, как говорится, всей толпой валит на это необычное мероприятие.
- Интересный цирк, - следует оценка основателя традиции.
Вало не
относится к категории людей, которые в каждый новогодний праздник думают: сейчас - или никогда - всё изменится к лучшему.
Он не любит обещаний.
В отличие от нас, обычных граждан, глава суперуспешного проекта под названием HIM живёт отнюдь не в годичном ритме. Его ритм определяют релизы альбомов. Один такт равен двум с половиной годам.
- Весной или летом мы вновь отправимся в студию, так что очередной цикл подходит к концу. В такие моменты приходится думать, не подстричься ли или что ещё придумать нового.
Вало не очень предан ежегодным традициям - бежать в День Ивана-Купалы в лоно природы или печь куличи и раскрашивать яйца на Пасху.
Вало не ходит в Пасху на церковную службу, но с ней у него - музыканта и любителя шоколада - связаны другие очень приятные воспоминания.
- В магазине "Alepa" всегда после Пасхи продаются шоколадные яйца с огромными скидками.
Ежегодное
празднование рождества вызывает у Вало умиление.
- Для музыканта это хороший праздник. Сидишь с семьёй ужинаешь и обсуждаешь, какой может быть жизнь в ближайшем будущем.
Шум, связанный с Рождеством, не пробуждает радости, так как в эту пору нарастает волна бесчисленных товаров и псевдохристианского лицемерия.
- Со стороны общества довольно эгоистично обмениваться наилучшими пожеланиями ровно раз в год. В этом примерно столько же пользы, как в определённые дни быть добрым.
Тем не менее, Вало определённо считает Рождественскую проповедь красивой традицией. У музыканта есть и другие неизгладимые приятные воспоминания.
- Я искал газету, в которую можно завернуть подарок. Мой отец закрыл магазин и пошёл искать меня и моего брата. И начинается, - делится король лав-металла переполняющими его воспоминаниями.
За этим идёт продолжение - в сочельник всегда шёл снег. Снегоход выносил всё, что угодно, и в хорошую зимнюю погоду надо было его испытывать...
Страх
в Рождество тоже был. Сам Вало не помнит, или не хочет помнить, но его мать рассказала.
Пришёл знакомый Дед Мороз - то ли пьяный, то ли просто странный - с которым маленький Вилле не захотел здороваться. Как всегда, убежище нашлось под столом.
- Мне говорили, бабушка приложила все силы, чтобы вытащить меня оттуда.
Без толку.
Вало может объяснить тогдашнее своё поведение.
- Мне никогда прежде не доводилось встречаться с настоящим Дедом Морозом.
Так, в старой языческой Финляндии Дед Мороз был совсем не тем добряком в красной курточке из рекламы Кока-Колы. На голове у него были рога, на лице - маска из бересты, и он носил вывернутую наизнанку меховую шапку.
Этот герой старинных обрядов изобилия переходил от дома к дому, выпрашивая вино и попутно устрашая детей.
Из детства
Вало прежде всего вспоминается Рождество 1982 года. Он был счастлив, что получил долгожданный стол для игры в каром, но это было ещё не всё.
За игрой в каром мальчик услышал от матери, что получит в подарок братика.
Младший брат Йессе родился летом 1983.
Среди других воспоминаний Вало - и по сей день - важнейшее место занимает основа праздника.
- Винегрет, традиционные запахи и еда, мой брат, мои родители и, пока были живы, бабушка с дедушкой... - перечисляет Вало и тут же добавляет: - Мы смеёмся в кругу семьи, едим, болтаем, ждём, когда отец вернётся домой...
На мать ложилась забота о том, получится ли окорок.
- Мы с мамой едим вегетарианские салаты, а папа с братом убеждаются, что окорок действительно вкусный - ну или мастерски врут.
Ну что ещё для счастья надо?
По крайней мере, собаку Макса, который получает в подарок игрущку-пищалку и бежит с ней во двор, и украшений в форме маленьких гномиков. Раньше это часто занимало Вилле с братом.
Йессе
пошёл по стопам старшего брата и занялся музыкой, так что в семье Вало наверняка раздаются рождественские песни.
А вот и нет. Рождественские песни так и не стали семейной традицией.
Воспоминания начинаются с Рождества, когда Вало играл в школе на бас-гитаре. С точки зрения слушателей, версии песен, исполненные тогда, были в лучшем случае незамысловатые, а вообще довольно-таки странные.
Больше Вало не был замечен в исполнении рождественской музыки - если не считать пьяных распевов.
Почти каждый артист или грппа записыват в какой-то период рождественскую пластинку.
- Об этом говорили, о рождественской пластинке для взрослых, - обещает бывший басист.
Дальше разговоров дело у HIM не продвинулось, так как, по мнению Вало, это нелепая разновидность заказной работы. Эта странность касается огромного христианского праздника и христианства вообще.
- Всё это как огромное бюро ритуальных услуг.
Любимые рождественские песни финнов подтверждают этот факт. Воробей печально щебечет рождественским утром, а жизнь продолжается, такая же грустная и беспросветная.
Среди этих песен пришлась бы кстати и музыка HIM. Название тоже несложно придумать - "Deep Shadows" или "Dark Christmas of Doom".
- Ха-хаа, - раздаётся хриплый смех.
Будем надеяться, что курс лечения антибиотиками подействует на Вало и встреча Нового года пройдёт с присущей элегантностью.
Вало
долго и с большим теплом говорил о своей семье. Его ждёт и второе очень важное общество, так как у HIM выступление в Новый год. Рок-музыканты испокон веков говорят о своих группах как о семье. Вало не очень воодушевляет это сравнение.
- Как можно это сравнивать?..
Сейчас 32-летний Вало познакомился с басистом HIM Микко (Миге) Паананеном в восемь или десять лет. Гитариста HIM Микко (Линде) Линдстрёма Вало знает с 12 лет.
Когда-то мальчиков, а теперь мужчин объединяет всё тот же энтузиазм в отношении музыки, и талант обновляется сам собой.
Может, у музыкантов есть ещё какой-нибудь приработок?
- Приработок - звучит мерзко. Конечно, всегда нужно соблюдать этот ужасный баланс. Мне бы никогда не надоела работа, но и разгул в молодости - тоже.
Вало написал мелодии и тексты для всех песен HIM. Можно подумать, о сольной карьере не может быть и речи.
Вало признает, что идея сольной пластинки интересна, даже заманчива. Но тут есть много "но".
- Не знаю, осмелюсь ли я. Насколько пластинка должна быть особенной? Я работал над HIM пол своей жизни. Бессмысленно бросать эту группу.
За перевод спасибо V.I.P.