Alternative Press
/Ноябрь
2005/
Вилле Вало в своей родной Финляндии - газетная звезда. А в Америке - он культовая личность, на которую хотят быть похожими мужчины и с которой хотят быть женщины. Может ли в культуре, где доминирует хип-хоп, быть большая рок-звезда? У них глубокомысленная музыка и искрящееся обаяние - все глаза и уши должны быть обращены к ХИМ.
Любой скажет, что Вилле Вало "кто-то". Неважно, если вы даже никогда не слышали о группе ХИМ. Взгляды, которые бросают на него люди в голливудском отеле Байндхэм Бэлэйдж, могут и не принадлежать кому-то из тех 250.000 американцев, купивших альбом его группы под названием Рэзорблэйд Ромэнс, вышедший в 2003 году. Эти взгляды притягиваются к нему просто так - из-за необъяснимого обаяния, которым так и лучатся люди, подобные Джонни Деппу и Лэему Гэллэхеру. Тот факт, что Вало ужасно высокий, одет во все черное и сильно подводит глаза, не портит общего впечатления - наоборот. Футболка с Блэк Сэббэтовскими раем и адом леденит кровь.
Если он замечает эти взгляды - он не обращает на них внимание. Галантный, невообразимо обаятельный, очень дружелюбный и теплый в общении - Вало не жалуется, когда бармен (которого никак нельзя назвать очень занятым за последнюю неделю) забывает дать ему сдачу с 20-ки, которую он заплатил за чашку кофе. После 10 минут ожидания он просто об этом забывает.
Возможно, вы видели хартаграмму, нарисованную Вало несколько лет назад в качестве логотипа для группы. Вас можно простить, если вы были уверены в том, что это логотип Бэма Марджеры и его шайки. Но Вилле никогда не приходило в голову, что этот знак станет таким популярным среди молодежи. "Лучшее, что есть у нашей группы - это хартаграмма. Это то, что вы можете набить в качестве тату или нарисовать на стене", - скромно рассказывает Вало, - "Это универсально. Я всегда хотел, чтобы этот символ стал чем-то большим, нежели просто символом группы. Теперь это символ вида мышления".
Четыре альбома ХИМ с риффами в стиле Блэк Cэббэт и сладостно-горькими тихими мелодиями - GLS666, RR, DS&BH и LM - заработали для ХИМ культовый статус в Америке и суперзвездность во всем остальном мире. Энергия Валовского взгляда украшает собой обложки множества журналов; он на первых полосах даже в родных финских газетах. Он такой человек - независимо от лидерства в группе - на которого равняются юноши и с которым мечтают быть девушки. И это придает его вежливости совершенно нереальный оттенок. У него сегодня очень плотный график встреч с прессой. А теперь, когда к выходу готовится новенький альбом группы Дарк Лайт, он вообще не собирается играть свою музыку ни для кого. Только коротенький разговор в баре отеля - и ничего больше. Однако через 5 минут его планы меняются.
"Хочешь подняться в мой номер и послушать несколько песен?" - предлагает Вилле, внезапно прерывая разговор, - "Я был бы рад сыграть для тебя что-нибудь".
Вилле Вало не пускает горничных в свой номер. Первое, что он говорит, открывая дверь магнитной картой - это "Извини за беспорядок". И это действительно беспорядок. Нет, там нет телевизоров в разбитых окнах с торчащими вырванными проводами - зато номер полон пачек из-под Мальборо Лайтс, выставленных в ряд пустых бутылок из-под Ред Страйпа, Бадвайзера, Спрайта и Рэд Булла, а также целой кучи инструментов.
Вилле закуривает сигарету и спокойно стряхивает пепел на пол, когда берет акустическую гитару. "Очень многие, например, Би Би Кинг, называют свои гитары женскими именами. A я свои назвал в честь героев Сталлоне". Он указывает на табличку, которая гласит "Фредди" - итальчнский шериф, которого Сталлоне играл в Коп Лэнд.
Вало улыбается. Очень часто. Он отпускает шутки, которые очень умны, но совершенно беззлобны. И знаете, почему? Он очень болтливый. Но не в претенциозном "давай-я-расскажу-тебе-о-своих-закидонах" смысле, совсем нет. Он действительно хочет узнать людей. Когда он начинает рассказывать о своих взглядах на музыку и о музыкальной школе, в которой учился в прошлом, в этом просматривается определенный смысл.
"Финляндия - лютеранская страна, и многие люди здесь крещены и вносят пожертвования в церкви, но в целом она не очень религиозна. Мой отец не хотел меня крестить и водить в церковь. Он говорил, что если мне это когда-нибудь понадобится - это будет уже мой сознательный выбор. Моя мама? Она сумасшедшая. Она ездит посмотреть на Стоунхендж и занимается Тай Чи. Она очень одухотворенная".
Первый альбом, в который влюбился Вало - альбом группы Кисс "Энималайз" (еще из тех времен, когда они не прятали свои лица под макияжем), Оззи Осборновский "Зэ ультимэйт син" был на подходе. "Я поинтересовался у своего кузена, какая музыка действительно хорошая - и, слава Богу, ему нравились тогда Кисс и Рэйнбоу. А потом старший брат моего друга увлекся металлом. Мы думали тогда, что он самый крутой чувак на земле. Так я начал слушать Мастер оф Паппетс и Слэер". Потом Вало поступил в музыкальную школу, где познакомился с джазом, реггей и диксилэндом, поглощая при этом все, начиная с Дайносоур Джуниор и заканчивая Напалм Дэс - если хотите, называйте это...
"Я всегда считал, что фраза "держи друзей рядом, но врагов еще ближе" отлично подходит к музыке. Если ты собираешься стать профессиональным музыкантом, неплохо было бы все об этом знать. Вот в чем причина всего этого. Красота присутствует во всем. Кантри и вестерны, к примеру: мне понадобилось много времени, чтобы оценить Willie Nelson и David Allen Coe, но я это сделал. Ты впитываешь в себя настолько много, насколько это возможно; учишься читать ноты и писать их. А потом ты отказываешься от всей этой информации ради чего-то совершенно противоречащего всем правилам. И только годы спустя ты находишь свой баланс".
Обратите внимание: у него есть примеры. "Если послушать Билла Варда из Кисс, его барабаны звучат совершенно дерьмово, если иметь в виду ритм и все такое. Но это и есть ключ к их музыке. Или, к примеру, Роберт Плант поет немного вяло. Любой может приобрести высокую техничность, но очень мало кто способен работать в рамках этой техничности, но еще и открывать свои душу и сердце".
Сердце и душа - вывернутые наизнанку в струнном металле - вот к чему всегда стремились ХИМ, и именно в альбоме Дарк Лайт, где Вало и его мальчики - бассист Мидж, гитарсит Линде, ударник Гас и клавишник Бартон - отточили свое поклонение Тайп оу Негатив и Блэк Сэббэт до наивысшего предела и до него же довели свою дерзкую сентиментальность. В Альтернатив Пресс (выпуск 198) Вало сказал, что хочет сделать звучание нового альбома "свадьбой U2 с Блэк Сэббэт". Именно поэтому они наняли продюссера Тима Палмера, чье резюме включает в себя обе эти группы, чтобы создать самый важный альбом в истории ХИМ.
"Крылья Бабочки" может представить ХИМ американскому радио. В этой песне объединилось все то, что ХИМ делали раньше: роковые риффы, грамотные арранжировки и тихий баритон Вало. Когда люди замечают, что гитарные партии напоминают Билли Даффи из Культ, Вало улыбается. "Вот это хорошая ссылка", - отмечает он и добавляет, что это даже больше напоминает традицоинных британцев Зэ Мишн. Когда Вало поет о "прикованных вместе к кресту" в песне Киллинг Лоунлинесс, она наполняется настолько прекрасным фальцетом, таким же характерным для Вало, как и низкий стон, что картинка появляется перед глазами мгновенно. Дарк Лайт настолько грамотен, что без труда идентифицируется как типичный для ХИМ звук.
"Я так много орал в Лав Метал", - говорит Вало, - "Но существует множество людей, которые делают это гораздо лучше меня, зато мало у каких рок-исполнителей есть баритон. Я хотел вернуться к трепету, к тихому проникновенному пению".
Когда Вало подписал контракт с Варнер, ХИМ рванули в Голливуд, чтобы записать Дарк Лайт. Группа находилась в голливудском особняке, который был построен в 1920-х годах нефтяным магнатом для своей дочери, оперной певицы. По словам Вало, акустика там необыкновенная. "Говорят, он населен привидениями. Все, кто там когда-либо работал, рассказывают, что в некоторых комнатах происходят очень стремные вещи". Однако самое странное, что им пришлось увидеть, ограничилось актерами из Беверли Хиллз 90210. А пока шла запись альбома, там проводились съемки с участием Клаудии Шиффер и Синди Кроуфорд, а также съемки для журнала Плейбой.
"В следующий раз мы будем где-нибудь в дерьмовилле. Мы сюда приехали за миром и спокойствием", - говорит Вало, хотя ему и в голову не приходило, что Голливуд может оказаться самым худшим местом для поиска уединения. "Я не понял сначала, что Варнер раполагались в Бюрбанке. Была целая куча встреч. Но они хорошие люди, и здорово, что им показали, чем именно мы занимаемся; это гораздо проще сделать здесь, нежели когда мы за киллометром от них".
Но иногда география имеет и свои преимущества. Например, свобода делать что угодно и начать работу когда угодно, без необходимости выслушивать "предложения" представителей рекорд-лейбла. Разговор уходит в сторону злободневной темы - имеет ли Вало намерение добиться огромного упеха в Америке.
"Мы предлагаем людям что-то, чего здесь пока нет", - начинает он, - "Это нечто более эмоциональное и не основанное на ненависти и злости. Надеюсь, оно сочетает в себе все самое лучшее. Мне кажется, для нас тут есть ниша. Все, что происходило с нашей карьерой - просто удачное стечение обстоятельств, например, встреча с Бэмом. Он пришел на один из наших концертов, и ему настолько понравилась наша музыка, что он везде начал использовать хартаграмму, тем самым нам помогая. Благодаря ему люди были к нам готовы".
Он признает это, доставая очередную сигарету и с довольным видом разворачивая огромную копию обложки Дарк Лайт, картинку с высотным зданием в стиле матрицы с зажженными окнами в форме хартаграммы. Это фото выглядит более реальным, чем фильмы, шедшие в мультиплексе этим летом. "Мы до сих пор занимаем андерграудную позицию", - говорит он, - "Мы не мелькаем по телевидению на радио и в прессе".
Вало не звучит ни нервозно, ни самонадеянно, но зато в точности как Zen, так что его увлекающаяся Тай Чи мама непременно бы им гордилась.
"Я уверен, что чего-то очень плохого не бывает", - приходит он к выводу, - "В любом случае, ничего не должно происходить слишком просто. Когда ты надрываешь своб задницу ради победы - эта победа оказывается гораздо более сладкой".
Мистер свобода
В то время, как компьютер Вало забит грустными готическими песнями, европейским металлом и репетиционными записями, вы наверняка уверены в его любви к Carcass, Clutch, Cradle of Filth, Depeche Mode, Emperor, Interpol, Joy Division, Katatonia, Mazzy Star, Paradise Lost, Portishead, Sentenced, Tiamat and Type O Negative. Альтернатив Пресс открыли для себя много сюрпризов, когда Вало предложил рассказать о своих самых ценных экземплярах. "На моем компьютере есть кое-какое дерьмо, которое я не особенно слушаю", - признается он, - "Просто я из тех парней, которые загоняют все свои диски именно туда".
50 сент
"Когда я был маленьким, мне очень нравился хип-хоп. Сначала это было что-то попсовое, наподобие Big Daddy Kane и Kool Moe Dee, я тогда просто не знал никого другого; а потом Grandmaster Flash "White Lines". А мой самый любимый альбом на все времена - Eric B. и Rakim "Follow the Leader".
Аlice Сooper
"Конечно, это для туравтобуса. Это всегда Элис Купер, ЭйСи/ДиСи и Нейл Янг. А Нейл Янг звучит особенно здорово в туре по Америке.
Аngelo Вadalamenti
"Это тот самый парень, который писал музыку для фильмов Дэвида Линча, например, Твин Пикс и Блу Велвет. Он очень на меня влияет. Музыка для Твин Пикса - одна из замых лучших, когда-либо написанных за всю историю".
Билли Айдол
"у меня на стенах до сих пор висят его постеры, если моя девушка еще не успела их разорвать. Я встретился с ним пару недель назад, когда мы играли на одном и том же фестивале. Единственный альбом на моем компьютере - его последний, Дэвилз Плэйграунд. Этот альбом очень классный. Билли Айдола очень недооценивают как композитора".
Сorrosion of Сonformity
"Мне нравятся их вещи в стиле Блэк Сэббэт, типа Деливеранс. Думаю, это самый недооцененный альбом, который когда-либо был выпущен (напевает "Альбатрос") - вот это, например, потрясающий рифф".
Fleetwood Mac
"О них просто интересено узнать, как об Элтоне Джоне. Я всегда знал пару их песен, так что пошел и купил их сборник лучших песен, чтобы узнать о них еще больше".
H.R. (солист Бэд Брэйнс)
"Бэд Брэйнс - одна из самых любимых моих групп. Мой любимый альбом - Куикнесс. У меня дома есть все их диски, я слушаю очень много реггей".
Jethro tull
"Хэви Хорсез" - это мой любимый. Это классный ход - записать альбом о животных с фермы, который бы очень трогал людей. На нем очень классные лириксы. Они считают этот альбом самым худшим, потому что тогда у них были моменты с менеджментов и у них была сильная депрессия, но можно почувствовать, что альбом грустный и добрый одновременно. Это один их самых моих любимых альбомов. мне нравится, что он рассказывает о том, что рабочие лошади больше не нужны, ведь на их место пришли грузовики, знаешь, трактор вступает в силу. это почти конце света. Это именно то, что мне нравится в альбоме".
Зэ Киллерс
"Я тусовался в баре на Сильвер Лэйк - и там в динамиках играла их песня "Смайл лайк ю мин ит", она мне очень понравилась. Они, возможно, слишком сильно пытаются походить на британцев, но они могли бы быть более американизированными - в этом нет ничего постыдного. На альбоме есть кое-что, что мне нравится, но та песня - она самая лучшая, я слушал ее раз 100".
Зэ Лост бойз
"Мне они нравились, когда я был маленьким".
Моррисей
"Мне не очень нравились Зэ Смис. А вот песня Зэр из а лайт зэт нэвэр гоуз аут - эта песня мне нравится. Мне также нравится их последняя песня - ай хэв воргивэн jesus - интересный подход. И альбом You are the quarry в целом довольно неплох".
Siouxsie and the bahshees
"Вот они переоценены. Наш продюсер дал мне пару их песен послушать, когда мы записывали наш альбом. Мне не понравилось, это совершенно не мое".
Хартаграмма вернулась к группе и к человеку, который ее создал. И если вы до сих пор не уверены - это именно ХИМ и вокалист/гитарист/композитор Вилле Вало. Бэм Марджера любит Валовскую группу настолько, что повесил хартаграмму на свою дверь, которую можно лицезреть каждый воскресный вчер в программе Бива ля Бэм. Также этот символ можно увидеть титрах шоу и на всей Марджеровской продукции, в том числе и скейтах с кроссовками. Остается вопрос - так ли это здорово?
Ну, никто не отрицает, что сам символ очень хорош. "Каждая группа хотела бы иметь собственную хартаграмму", - вздыхает Дон Кларк, совладелец сиэтловской дизайнерской фирмы Астерик Студио, которая работала с такими командами, как Funeral for a friend и Norma Jeans, - "Группы не понимают, что это не так просто. Логотипы ЭйСи/ДиСи и Металлики стали легендарными, потому что сами группы стали легендами, иначе никак. Нельзя постоянно создавать культовые изображения, это происходит само собой".
Идея Вало скомбинировать символы добра (сердце) и зла (пентаграмма) стала гениальным ходом, который определил сущность группы. А пока консервативные и преданные фанаты ХИМ дошли до того, что набивают себе харты-тату, в Америке ассоциации хартаграммы с Марджерой затмили собой ее истинную принадлежность группе.
"Наша миссия - вернуть харту от Бэма", - говорит Вало с добродушной ухмылкой, - "Он сделал нам значительно больше хорошего, нежели плохого. Он наш друг. Он не пытался украсть наш символ и присвоить его себе. Он просто очень сильно им восторгается".
За перевод спасибо Jossi