H.I.M. и The Rasmus: в попытке ворваться в Америку
Лидеры финского рок-экспорта в турне по Соединённым Штатам и Канаде
/Helsingin Sanomat 16.11.2004/

By Vesa Siren in Philadelphia and New York City

"Эта жизнь не стоит того, чтобы жить".
Примерно две с половиной тысячи человек в клубе "Электрофабрика" в Филадельфии хором распевают припев самой известной песни финской лав-металл-группы H.I.M., гимна "Join Me (In Death)".

Один из них - Райен Вортц, его мать Труди просто купила ему шапку с надписью "H.I.M." и футболку с Хертаграммой. А восемнадцатилетняя Даниэлла Дэнни 18 часов гнала сюда на машине из Флориды, чтобы увидеть поближе и возможно даже познакомиться с фронтменом и вокалистом группы Вилле Вало.

Джим и Мэтт Кии тоже пересекли канадскую границу, потому что "группа никогда не выступит в Канаде".

Там, на филадельфийской сцене стоит финская группа, которая умудрилась продать свыше 2, 3 миллионов своих записей по всему миру. Но в Соединённых Штатах это не играет большой роли. Другие гиганты современного финского рок-экспорта - The Rasmus - на данный момент продали примерно на миллион копий меньше, чем наши старые знакомые, однако и они пытаются прорваться на прибыльный, но очень жёсткий американский рынок. Пока ещё ни одной из этих групп не удалось внедриться на жёсткий рынок Соединённых Штатов. При этом альбом H.I.M. был тут распродан количеством примерно в 200 000 копий, а альбом The Rasmus "Dead Letters" - даже меньше, чем в 100 000 копий. В Штатах у H.I.M. уже есть довольно весомая поддержка в лице таких групп как Melissa Auf Der Maur и хэви-группы Monster Magnet, пользующихся здесь вполне заслуженной популярностью. Эти группы выступят на разогреве у H.I.M., или как сейчас принято говорить, станут "специальными гостями". "Всех, кто сегодня вечером выступит на этой сцене, объединяет только одно - это Black Sabbath. Вы можете пропустить наш следующий концерт и потратить те деньги, которые вы отложили на билет, на то, чтобы купить виниловую пластинку со старыми записями Black Sabbath", - говорит Вилле Вало своим фанатам.

Сейчас Вало более расслаблен и собран, нежели пару лет назад на гигантском Велодроме в Берлине. Сейчас в перерывах между песнями он часто что-то бормочет о филадельфийских чизбургерах и поёт с явным блеском в глазах. "Хорошая группа и замечательный вокалист, - признательно кивает головой из-за кулис менеджер клуба "Электрофабрика" Джофф Гордон, - Вало уже во всех отношениях звезда". Звук, прямо скажем, не очень хороший, больше похожий на грязную овсянку, и это несмотря на то, что для такого случая есть специальный микшер. Но слушателей это абсолютно не волнует. Кажется, что все и так знают все тексты наизусть, им их подсказывает сердце. Само это уже является достижением, потому что, например, ни альбом "Love Metal", ни новый сборник хитов "Love Sayd No" пока ещё не вышли на территории Соединённых Штатов. Фанаты надеются, что это недоразумение скоро разрешиться. Несмотря на это затруднение "Soul On Fire" с альбома "Love Metal" и кавер-версия классического хита Нейла Даймонда "Solitary Man" (со сборника "Love Sayd No") скорее всего на концерте будут приняты на ура.

"Снимайте свои футболки", - просит со сцены в своей обыкновенной манере Вало в конце выступления, сняв с себя собственную майку, тем самым представив на всеобщее обозрение внушительную (и возбуждающую) коллекцию татуировок. Море изумлённых людей оглядываются друг на друга, и требует "продолжение банкета", но не многие из этого города старых Пенсильванских Квакеров предались киданию своих футболок в затейника.

"Это второе турне группы по Соединённым Штатам", - объясняет за кулисами менеджер группы Сеппо Вестеринен. "Главное, продолжать набирать обороты, продолжать знакомить людей с группой, всё это надо успеть сделать до того момента, как у H.I.M. начнётся рабочий перерыв. Весной они запрутся в студии, чтобы записать новый альбом. Следующей осенью они вернуться в Штаты, быть может, в составе какого-нибудь длиннющего турне, к примеру, "Оззифеста" или "Jagermeister Music Tour".

Вестеринен объясняет сложные условия контракта H.I.M.: "У группы был контракт с финским отделением BMG, но американское руководство компании отказалось выпускать группу на территории Штатов. По истечении так называемого "карантина" H.I.M. передали все свои прошлые работы компании "Universal" для того, чтобы она продвигала их на американский рынок. "Но как только H.I.M. подписали "всемирный" контракт с руководством "Warner", компания "Universal" тут же выпустила третий альбом парней "Deep Shadows And Brilliant Highlights", но без какого-либо промоушена с их стороны. Несмотря на то, что этот альбом не очень хорошо раскупался, он всё-таки попал в топ-200 в Соединённых Штатах. "Love Metal" и последний альбом H.I.M. могут быть выпущены "Universal" только тогда, когда "Warner" начнёт продвигать свой "первый" альбом H.I.M.", - обрисовывает картину Вестеринен.

По крайней мере до сих пор промоушен "Warner" в интересах группы встречает полное одобрение со стороны Вестеринена: "Представители компании приходят на все концерты, а в Нью-Йорке они привели с собой журналистов из таких изданий как "High Times" и "The New York Times".

Во время турне H.I.M. выступают в залах, способных вместить примерно тысячу - три с половиной тысячи человек, даже если в Нью-Йорке они могли бы с лёгкостью заполнить и больший клуб, чем "Irving Plaza", рассчитанный на 1100 человек. "Намного проще снять такие клубы, как "Irving Plaza" в Нью-Йорке или "Avalon" в Лос-Анжелесе, а потом добавить несколько выступлений, билеты на которые раскупят в мгновение ока, чем заморачиваться с большими залами. Заметки в газетах с пометкой "распродано" - превосходный пиар для группы", - говорит Вестеринен.

В то время как песни The Rasmus постоянно крутятся по радио, с H.I.M. такого не происходит, несмотря на то, что их песни вполне соответствуют мировым стандартам. "В Соединённых Штатах о нас узнали благодаря Интернету и мировой паутине. Молодёжь задолбало слушать по радио низкосортные песенки, продвигаемые мощными рекорд-компаниями. Им хочется чего-то другого, и H.I.M. восполняют этот пробел".

Что нового может предложить группа, если в ней присутствуют классические гитарные аккорды, довольно приятный вокал и настоящее хэви-Цунами электрогитар? "Это своего рода коктейль из Тапио Раставаара и "Back In Black" AC/DC", - размышляет Вилле Вало, который отвечает за сочинение и, естественно, за исполнение песен, а больше всего за создание образа группы на сцене. Но вернёмся к прародителю… Тапио Растааваро? Олимпийский чемпион 1940-го года по метанию копья превратился в трубадура? Значит ли это, что старая фино-славяно-немецкая традиция ковать хиты и есть секретное оружие лав-металл-группы? В конце концов, музыка такого сорта довольно долго рассматривалась как наиболее крупное препятствие для продвижения финской рок- и поп-музыки за границей. "Эй, но ведь это и отличает нас от всех остальных! Мы - это финский северный олень, только с простреленным боком. Говоря другими словами, мы совместили несовместимое".

Вало подготовил несколько новых песен для следующей студийной сессии и надеется "превратить следующий альбом группы из говна в алмаз". Он говорит, что в поиске вдохновения для лирики прочитал "грубо написанные" творения не вполне "нормального" лапландского автора Тимо К. Микка, символистические стихи Чарльза Baudelaire и "Краткую историю времени" Стефана Хоукинга. "Хоукинг делал открытия на эмпирическом уровне. Я всегда был против линейного восприятия времени. Я верю в индийскую версию цикличности времени". А как же Микка и Baudelaire, обоих из которых сильно и иногда превратно притягивали такие слова как "любовь" и "смерть"? "Ну, всегда говорили, что они имеют какое-то влияние на моё творчество, вот я и подумал, что лучше действительно прочитать их работы, к тому же я нашёл там кое-какие стоящие мысли. Если у эскимосов есть 27 разных слов, чтобы выразить ими одно единственное слово "снег", то я попытался сделать то же со словом "любовь"", - запутывает всех Вилле. Относительно длинное турне по Соединённым Штатам, предпринятое группой, похоже, ничуть не расстроило Вало. Но с другой стороны у группы уже есть огромное количество поклонников в Германии, и она пользуется большим успехом в странах Центральной и Восточной Европы. "Конечно, просто великолепно быть в турне вместе с Monster Magnet, да ещё и в качестве хэдлайнера, ведь именно на один из их концертов я впервые пришёл в клуб "Тавастия" в Хельсинки как зритель, а не как артист, - говорит Вало, - Если после пары стаканчиков пива ты начинаешь думать, что живёшь как какая-нибудь настоящая рок-звезда, то послушай меня посмотри правде в глаза, я ведь всё ещё покупаю туалетную бумагу и тому подобное". Несомненно, с помощью всех своих групп разогрева H.I.M. пытаются создать на своих концертах более уютную атмосферу. "Эй, а может скоро всё измениться. Завтра мой голос уплывёт на Запад, или кто-нибудь из нас поменяется песнями".

Достаточно лишь взгляда на то, что делает группа в гримёрке, чтобы оценить то, над чем Сеппо Вестеринен трудился все эти годы. В своё время глэм-рок-группа Hanoi Rocks не гнушалась алкоголя и таблеток до и после концертов, в то время как H.I.M. просто сидят в своей комнатушке, поглощая вегетарианскую пищу, приготовленную их личным шеф-поваром Антто Меласниили. "Всего лишь около 20 лет назад финские группы продолжали идти, что называется, без ног. Современная индустриальная цивилизация изменила все стереотипы, и постепенно люди начали оценивать преимущества нашего "долгого завоевания", - говорит Вестеринен, - Будучи на пике успеха финны написали несколько хитов".

The Rasmus покорили мир песней "In The Shadows". В Европе самым известным хитом H.I.M. до сих пор остаётся "Join Me" с их второго альбома, а в Британии это наоборот новая песня "Solitary Man", ворвавшаяся в топ-10 Англии. "Хиты - это обоюдоострый клинок. Они помогают завести широкую публику, но в результате могут "подарить" типичность. Для артиста самое главное - постоянная смена образов и долгие профессиональный рост, а не мгновенное достижение цели", - подводит итог Вестеринен.

Поклонники H.I.M. страдают настоящим фанатизмом относительно любимой группы. Спустя несколько часов после концерта несколько дюжин юнцов всё ещё топчутся около клуба "Электрофабрика", надеясь хоть мельком увидеть финских музыкантов. "Смотри, сегодня я сделала себе татуировку в виде Хертаграммы, - говорит Дэнниэла Дэнни и показывает свое новое приобретение, - и я сделала всё, абсолютно всё, чтобы пробраться за кулисы". Как бы то ни было, долгое ожидание оказалось напрасным. Подкрепившись, группа упаковалась в автобус и поехала в Нью-Йорк, спать. Перед своим традиционным концертом в канун Нового года в Хельсинки (всё в том же клубе "Тавастия", о котором уже упоминал Вилле Вало) они собирают выступить по всей Америке: от Детройта до Денвера и от Лас-Вегаса до Лос-Анжелеса.

Прислала Хильда

 

http://www.heartagram.ru