Inferno #73
/январь 2010/
ВВ думает о своём оздоровлении, невзирая на то, что богемный артистизм всё ещё остаётся в силе. Группа возвращается с новым альбомом Screamworks: Love in Theory and Practice, в котором есть пара поп-оттенков, но о расчёте на коммерцию не стоит даже и говорить.
Вышедший в свет в 1997 году первый альбом Greatest Lovesongs Vol. 666 знаком большинству финских поклонников поп культуры. Начавшееся с хита Джой Ми с альбома Razorblade Romance (1999) восхождение на вершину международного успеха сделало ХИМ первой финской командой, получившей золотой статус в США.
Многие финские музыкальные специалисты в своих отзывах создали так же такой образ певца Вилле Вало, согласно которому он - гений, держащий в руках рок-бизнес.
– Мой деловой нюх относится к музыке и, пожалуй, к некоторой визуальной стороне, такой, как обложки дисков и прочее.. Хорошо быть осведомлённым в том, что происходит, но меня не интересуют какие-либо бизнес дела или бюджеты. Какая разница, сколько было заплачено за клипы или тому подобное.
- Самостоятельно можно придумать немного фриковые штучки, но потом найдутся те обстоятельства, которые держат меня в хомуте. Например, эта пластинка не может быть квадратной, потому что тогда её нельзя будет поставить в проигрыватель. Классно давать полёт собственным фантазиям и идеям, но потом кто-то держит меня в ошейнике даже за пределами спальни.
Слушая о событиях в прошлом Вало, становится понятно, что даже в его фриковых штучках предостаточно рабочей сермяги для одного мужчины. Нагрузка не закончилась и сейчас, хотя запись Скримворкса закончилась в конце октября-ноябре в лос-анджелесской студии The Lair.
– Сейчас я уже полтора месяца в Финляндии, но организм ещё живёт по лос-анджелесскому времени. Каждое утро с 6 часов я на ногах. Жду, когда появятся новые монтажи видео, мастер-версии диска, согласования и так далее. В то же время я записываю новый материал в маленькой студии на верхнем этаже моего дома. Это занимает много времени.
– С другой стороны включается известный интуитивизм. На какой-то стадии нужно быть способным отпустить вещи, и это есть личный перелом жанра. Нельзя каждое дело затирать до смерти. В каждом деле найдётся что-то, чем ты будешь недоволен, или что требовалось бы сделать абсолютно всё самому. По средствам этого нельзя добиться сюрпризов и радостей счастливых успехов.
Приведёт ли всё это к осознанию того, что «Эй! Это же всего лишь рок! Как он стал таким серьёзным?» Вало расставляет акценты наоборот.
– Для меня самого ирония работы в том, что какой-нибудь парень где-нибудь в отдалённом уголке земного шара плачет сердечными слезами и знакомит с песней друзей. Он угробит месяца на то, чтобы создать эти 3,5-минутные песни...
– Потом эта песня будет записана в лучших мировых студиях, с лучшими продюсерами. А потом её переведут в единички и нолики и продадут за 99 центов. Это действительно забавно. Это - то же самое, как Боттичелли создал картину размером 2х2 метра, а её уменьшили до состояния почтовой открытки.
Не одноразовый, но сжатый.
Выходящий в феврале Скримворкс прямолинейнее и более «поп», чем его предшественник Винус Дум. Винус Дум был полон тяжёлых рифов, длинных и многоуровневых инструментальных вставок.
- Это же охренительно тяжелее, чем что-либо, что Candelemass когда-либо делал, если ты послушаешь их подряд. Напротив определённые воспоминания бывают иногда вводящими в заблуждение. Подумай о чём-нибудь из Хэви-металла 80-х, хоть о Вайтснэйк. Slip of the Tongue блестящий альбом, но ведь он чистый АОР-поп. Это потрясающе, как время золотит воспоминания.
Всё же, без преувеличения можно сказать, что Скримворкс и Винус дум чётко отличаются друг от друга.
- Люди никогда не осознают объём всего процесса, что связывает сочинительство, репетиции, подготовку диска и наконец раскрутку. В предыдущем туре мы играли почти на каждом концерте Слипволкинг Паст Хоуп, которая является действительно длинной песней. Её приятно исполнять, но когда ты делаешь это достаточно долго, чувство становится автоматическим и подсознательно ты хочешь делать что-нибудь попроще.
- Слово «простой» не стоит понимать буквально. Новая пластинка не одноразовая, она лишь более сжатая. Здесь также много музыкальной информации, как и раньше, но она упакована в другую форму.
Бранные слова относительно коммерческого характера тоже наверняка будут мелькать, в особенности, после того, как ВД бесспорно не выполнил все возложенные на него надежды по продажам.
- Конечно же, ВД – коммерческая пластинка, если он был продан значительно больше, чем 99 % остальной финской музыки. Мы всегда были коммерческой группой, потому что надеемся, что из нас выйдут настоящие большие, знаменитые и грёбанные богачи. Что у нас будут прекрасные автомобили, несмотря на то, что у меня до сих пор нет водительских прав.
- Преуспевание важно, но в определённых рамках. Это опять странный обычай, что я, композитор по профессии, начал бы писать песню кому-то с надеждой на хит. Если моя песня не играется по радио, то потом я всего лишь являюсь недостаточно хорошим автором песни.
- Я никоим образом не против того, что наши песни крутятся по радио. Конечно и AC/DC тоже крутят по радио, и кто... Или кто спрашивает у парней из Айрон Мэйдан, являются ли они коммерческими. В общем смысле этот разговор очень интересен.
Большая ошибка.
Несмотря на перемены, на Скримворксе чётко слышны отголоски прежних ХИМ. И заголовки типа Dying song и Acoustic Funeral, и смесь любви и смерти в лирике, и основной музыкальный стержень, и придуманный Вало визуальный образ уже были на дебютном альбоме. Был ли уже тогда, в 1997-ом, черновой набросок ХИМ кристально ясным для Вало?
- Они всегда были только ошибками. Мы ничего не понимали в студийной технике, и Хиили помог нам в то время с пластинкой, которая была самобытной. Без него из этого могло бы получиться совершеннейшее дерьмо.
- Первый альбом был лишь экспериментом. Нам сильно повезло, что из него получилась классная пластинка, на которой нашлось много хороших вещей. Понятно, что специфика группы уже присутствовала на первом альбоме. Мы находили что-то позже, но основная отправная точка была там. Вместе с нашим собственным ростом это изменяется, но на каждом альбоме можно найти новые воплощения тех элементов.
Много ли Вало оглядывался потом на свои знания.
- Мне было 21 во времена Величайших песен, сейчас 33. Полагаю, что у каждого человека случается множество событий за такой промежуток времени. Трудно сказать, какие из тех моих собственных изменений могли бы быть связаны с этой группой или выбором карьеры. Конкретно могу сказать только то, что в те времена я больше ел тайской пищи.
Группа не может убежать.
Довольно удивительно слышать, что Вало говорит об ошибках и везении, когда Величайшие Песни кажутся до конца продуманной книгой основ для последующих работ.
- Но тогда же можно допустить, что эта информация идёт из глубокой сущности и является частью специфики и личности. И она не меняется ни по каким причинам. У тебя должна быть горячая потребность написать о чём-то, что очень важно для тебя. Тогда это происходит инстинктивно.
- Трудно отделить собственную личность от группы. Мы уже долгое время вместе, и в то же время трудно анализировать те известные моменты, которые делают нас уникальными. В принципе, каждый альбом ХИМ начинается с того, что я пресытился группой и хочу писать песни для самого себя. Но в конечном итоге все они оказываются для ХИМ, как бы я не пытался сделать акустические интеллектуальные песни а-ля Джонни Кэш.
Нельзя отрицать также значение таких влиятельных лиц в сообществе ХИМ, как Type O’ Negative, Black Sabbath.
- Конечно, я тоже увлекался первое время меланхоличной музыкой, Пэрэдайз Лост и Анафемой. Откровенно говоря, песня Your Sweet 666 получилась под влиянием «Angelica» Анафемы. Блэк Саббат, возможно, вдохновили своей эксцентричностью и тем, что они пришли из какого-то микрорайона Бирмингема, который был весьма нелогичной отправной точкой для завоевания мира, такой же, как хельсинский Оулункюля. Мы подумали, что возможно у нас есть шансы.
- Важным моментом было то, что Викед Гейм стала одной из первых песен, которые мы сыграли вместе. Чертовски правильным было решение сделать эту песню по новой. С помощью этого нашлась известная меланхолия и идея того, что такая любовная песня Дэвида Линча может подойти металлу. Таким образом, изнасилование песни Криса Айзека породило лав-метал.
- Или та смесь тяжести, хороших мелодий и попсы, начиная хотя бы с The Heartless.
Мы попытались сделать первый альбом таким, чтобы он звучал по возможности более по тайп-о-негативски, но не подражал им.
В направлении правильной музыки.
В начале 90-х годов ВВ работал в группе Donits-Osmo Experience, чьи основные силы в лице барабанщика Antti Lehtinen и гитариста Joel Melasniemi в последствии играли в таких группах, как Ultra Bra и Scandinavian Music Group. Вало играл в группе на басу, и играл хорошо.
Искусность воспитанника Оулункюльского Поп-Джаз училища может стать сюрпризом для многих, а с группой можно познакомиться, например, по средствам YouTube (прим. Надежда)
*далее следуют какие-то дикие термины, поэтому я скажу своими словами: музыка Д-О Е основывалась на теоретических музыкальных познаниях и технических (в плане музыки) уловках, которыми владели музыканты. Чистая техника, одним словом* Таким образом, группа начала надоедать молодому Вало, что могло послужить логическим шагом в сторону концентрирования на ХИМ. Или же это было умышлинным шагом в этом направлении.
- Тогда я катался на скейте и много увлекался Примусом и ранними пластинками RHCP… Плюс, то было время музыкального обучения. И к тому же, я фактически не писал музыку для группы, придумывал лишь кое-что из басовых рифов.
*далее опять о том, что способ написания музыки у Анти и Джоела основывается на чистой технике* Я покинул группу, потому что меня стал раздражать этот способ, так как сам для себя я хотел делать правильную музыку. По-моему, ХИМ – это правильная музыка, а Ультра Бра или грёбанная (я написала это слово, но ВВ использовал финское «витту») Скандинавиан Мьюзик Групп – нет. Они – сущее дерьмо.
Вало и прежде швырял нелесные выражения в сторону упомянутых групп.
- Это моё личное мнение, и я не могу ничего поделать. Их способ делать музыку всегда был слишком аналитическим. Таким, как например «давайте теперь сделаем что-нибудь в аккорде maj-7 и подгоним…». А не возле костра, с акустической гитарой и изливанием сердца. Это – два совершенно разных способа делать музыку. Сам я любил такую манеру, как у Тапио Раутаваары или Нила Янга. Всё же, это не было более трудным, хоть и для этого тоже надо было сделать много работы. Возможно, я всего лишь вижу всё это через розовые очки. В этом больше созидания и возможно этакая художественная задумка. Возможно, Джоэл, выросший в артистической семье, достаточно насмотрелся на подобное, и не хотел вести свои дела тем же путём.
Всё же, тут важно осознавать, что Вало не критикует своих бывших товарищей по группе с личностной стороны.
- Джоэл – прекрасный парень, мы в отличных отношениях. Анти я не видел ужасно долго, но с Джоелом мы действительно долго были как сорочка и жопа. Джоел же лучший хельсинский, да и вообще финский гитарист. И он адски одарённый. Но произошло так, что он не смог играть ничего простого. Сейчас же он учит писать поп-песни и делает их замечательными, - говорит Вало, смягчая критику в адрес Scandinavian Music Group.
- Но то, что ты садишься и говоришь себе: «я делаю поп-песню» - это неверный способ сочинения музыки, по моему мнению. Конечно, такой способ не делает их хуже, многие классические песни сделаны так. Это всего лишь моё личное предпочтение.
Этот способ Анти и Джоела выгнал меня. И сделал способным начать… Или это ответ на извечный вопрос: да, ХИМ стал ответом тому теоретико-математическому, в чём до последнего крутились Донитс-Осмо.
Самое прекрасное тоскливо?
Концепция Лав-металла – неоспоримая собственность ХИМ. Вало выставил своё видение любви на публичный уровень. В особенности тогда, когда в 2007-м году на всех газетных колонках писалось о разрыве отношений между ним и моделью и ведущей Йонной Нюгрен. Однако, мысли Вало о глубинный образах любви всё же остаются слегка под покрытием мрака.
- У меня нет ни малейшего представления о том, что такое любовь. Поэтому я пишу на эту тему снова и снова. Любовь – как солнечный закат в Лапландии. Выглядит волшебно, но ты не можешь понять, зачем…
Из его текстов для альбомов может сложиться образ слегка печального, но в то же время романтичного героя, ищущего любовь.
- Разве каждый из нас не ищет любовь? Взаимоотношения между людьми так разнообразны… Для кого-то они заключаются лишь в том, что приятно потусоваться в компании, кому-то хорошо наедине. Ничто из этого не является фальшью.
- По моему мнению, любви не требуется быть безусловно лёгкой. Я верю в такую мифическую любовь, которая больше жизни. Это, возможно, в лучших традициях викторианской романтики. Это верить в фантазии и дела, в которых нет научных обоснований.
- Когда приходит то состояние, когда сердце начинает биться и «ковёр выдернули из-под ног», тогда трудно контролировать собственные действия.
Это очень порабощающее ощущение. Ты ничего не можешь поделать до тех пор, пока тебе не исполнится 50 и у тебя не будет 100 детей. Примерно так я образно думаю.
С другой стороны, благодаря известной лав-металлической лирике, можно было бы предположить, что Вало несколько мазохистическим способом наслаждается желанием чего-то недоступного.
- А кто не наслаждался бы? Это ощущение погони – фантастическое чувство. Каждый, кто был один, знает это. И когда где-то виден проблеск надежды, в человеке возникает какое-то первобытное чувство. И эти чувства не обязательно исчезают даже во время отношений...
До конца, всё же, Вало не расписывается в мазохизме и в том, что постоянно хотел бы оставаться в вечной тоске.
- Конечно, я верю, что любовь скоро придёт. Моя необходимость состоит в том, чтобы верить в эту мечту, а не быть в ней.
- Я – относительно молодой хельсинский мужчина, который надеялся на существование в имеющей успех группе. Надежда оправдалась, даже сверх самых диких ожиданий. Почему я должен идти на уступки в своей личной жизни?
- Я не выношу компромиссов. Существование в группе – уже компромисс, ибо мы – пять индивидуальностей. В личной жизни я пытаюсь избежать этого. Это чувствовалось бы подлым, как в отношении меня, так и другой стороны (партнёра). Если ожидания высоки, им нужно держаться на высоте.
Удушье и исполнение.
(я написала слово «удушье», однако в оригинале стоит слово «pakahtuminen”. Это - существительное, производное от глагола «задыхаться». Т.е., это означает «процесс задыхания»)
Всё же самое яркое качество текстов Вало – это сопоставление любви и смерти. К этому чувству присоединяются также боль и некоторый застой.
- Если подумать хотя бы о тексте WLADE, то он определённо означает то, что любовь – это исполнение желаний. Ты готов отказаться от всего и готов к тому, что всё пойдёт мимо, потому что ты уже всего достиг. Возможно, здесь самый правильный термин – удушье (тот самый «процесс задыхания»), и тогда любовь и смерть обнимают друг друга.
Но если подразумевать под любовью такое вот исполнение, не является ли она тогда опасностью? Не стоит ли думать о любви в таком ключе: все проблемы в отношениях пар, и нормальная жизнь – это как поход в Сиву во время пурги. (Сива – сеть супермаркетов в Фи).
- Это снова философский вопрос о том, что понимать под «исполнением». Может же быть, что удушье будет всё продолжаться, и исполнение наполняется из исполнения с каждым походом в Сиву.
- Любовь – это покой. Всё будничное дерьмо уходит прочь, и не нужно ничего говорить. Можно просто наслаждаться тишиной, как в своё время замечательно советовали Депеш Мод.
Может ли певец в своих выступлениях из вечера в вечер обнажать эти разрывающие и высокие чувства?
- В каких-то песнях можно, в других - нет. Часть песен – это такие «компанейские» песни, когда чувствуется, что исполнитель - не группа, а только публика. FOH – одна из таких вещей, в которых есть какое-то гимноподобное качество. The Sacrament, которая даже не является моей любимой, снова и снова попадает в такую же атмосферу.
- Между тем, я использую известный актёрский метод, намеренно воскрешая образы, которые были во время создания песен. В особенности теперь, с чистым разумом, действительно в деталях вспоминать те моменты, когда песни рождались. И вот когда эти ситуации суммируются, это чувство передаётся также и в исполнение. И это не обязательно хорошо в духовном плане. Это как снова и снова расцарапывать недавно зажившую рану.
*******
Отказ от алкоголя не превратил мир Вало мгновенно в рай.
Ничто внезапно не улучшается
Проблемы Вало с алкоголем и в особенности выздоровление были новостями государственного масштаба 2 года назад. Продолжающейся с весны 2007-го года здоровый образ жизни теперь отражается в безоблачном образе мужчины, особенно по сравнению хотя бы с теми фотографиями, где Вало празднует День Независимости на традиционном президентском балу в 2006-м.
Но изменение образа жизни, всё же, не ликвидировало всех проблем.
- Ничто внезапно не улучшается. В трезвости больше энергии, но это не делает окружающее менее херовым. Мир в ясной форме предстаёт дерьмовым местом. Однако теперь ты можешь лучше комментировать происходящее, так как теперь ты больше не «в танке», когда не можешь извлечь слов из собственного рта. *По мнению Вало, ибавление от контроля пьянства было связано с очень будничными причинами. Или с теми будничными делами, которые могли быть в жизни международно преуспевающего рокера. В работу включается давление, которое в некоторой ситуации работает катализатором плохого нрава.*
- Совсем не обязательно, достаточно ли у тебя сделано хорошей работы. К тому же, расписания иногда были совсем непонятными. Мне казалось, что у меня так много работы, что просто необходимо напиться.
- Правда в том, что с количеством выпитого проблемы только увеличиваются. И тебе требуется пить всё больше и больше. Дела идут плохо, и в голове всё больше нехороших мыслей. Человеку становится привычной необходимость методично сводить ситуацию к нулю. Это всё – полное дерьмо.
Правда всё же и в том, что многие пьют для того, чтобы расслабиться и обострить эмоции и мысли. Вало этого не отрицает.
- У меня были те же самые причины. Ты когда-нибудь испытывал, что значит быть трезвым со своими собственными мыслями? В этом есть вызов. В такую ситуацию попадают всё таким же образом, благодаря их грёбанным мыслям. Не требуется ничего другого.
- Ты всего лишь находишься дома, смотришь ТВ, слушаешь музыку, читаешь книгу, делаешь что-либо ещё. Конечно, те негативные мысли уходят из головы сами по себе.
Твёрдые взгляды на причины, вызывающие алкоголизм, в любом случае не означают того, что рокер стал бы проповедовать «нулевую линию» другим людям.
- У каждого свой стиль. Кто-то наслаждается бокалом вина за едой. Я нет. Это никогда не бывает вкусно. По-моему, смысл водки в опустошении и совершении идиотских поступков. Пьянствовать было здорово, но пришло время заткнуть пробку.
Всё время, проводившееся ранее с алкоголем, уходит теперь лишь на создание музыки. Например, относительно новых спортивных увлечений Вало ничего не говорил. Только лишь о длинных пеших прогулках в интервью для проекта философа Пеки Химанена “Dignifi”.
- Рука иногда входит в прекрасный темп, но вообще я не увлекаюсь физкультурой. Не солгу, если скажу, что всё время проводил за работой над новым альбомом. Это был настолько удачный проект, что не хотелось, что бы кто-то видел или слышал его недоделанным.
- Три года назад я не смог бы поверить, что смогу за неделю сделать акустическую версию целого альбома. Это пойдёт на бонус-версию нового диска, которую отмастерили только вчера. Я делаю все дополнения на В-стороны синглов, уже начал писать новый альбом, и у меня в работе ещё пара сайд-проектов, - перечисляет Вало.
Что с помощью алкоголя он хотел облегчить взаимоотношения с другими людьми. Алкоголь всё же некоторым образом влиял на его социальную жизнь.
- Я не ошиваюсь много с людьми в любом случае. Будь я пьян или трезв. Скажем так, теперь я могу проводить меньше времени с людьми. Но теперь это исключительно те люди, которых я люблю и о которых забочусь. Сейчас я не общаюсь со старыми паб-приятелями, но каждый знает что завсегдатаи баров любят друг друга несмотря на то, что их мысли могут работать в разных направлениях. Кружка стирает эти различия.
Перевод с финского - Надежда