Metal Hammer и Classik Rock представляют
/июль 2006/
От Black Sabbath к HIM

"Группы, которые продали свои души за рок-н-ролл!"

Плохие предзнаменования:
Вилле Вало из HIM засахарил мрачную Сторону и надолго продал её миллионам по всему миру. Джеймс Гилл узнаёт, откуда появляется тьма.

HIM известны миллионам мрачных душ по всему земному шару как совершенно готичная рок-группа. Исходя из меланхоличной музыки и мрачного внешнего вида, а также религиозной иконографии их творческих работ и вселенских метафор их лирики - название группы синонимично чёрному сердцу мужчины (или женщины).
В их песнях, таких как “The Face Of God”, “Your Sweet 666”, “The Sacrament”, “Beyond Redemption” и “Resurrection” слышится неопровержимое влияние религии: изучаемые идеи, такие как прощение, жертва, рай и ад стали плодородной нивой для группы.
Будучи артистом, учеником и джентльменом, тёмный принц HIM, поэт и загадочный фронтмен Вилле Вало хорошо просвещен в мрачных искусствах. Metal Hammer побеседовал с ним, чтобы посмотреть как Дьявольское влияние просочилось в обоих HIM и легионы хэви-металлических групп, которые ещё в 60-е годы осмелились произнести «его» имя.

Когда ты впервые узнал о Мрачной Стороне?
«Когда открыл для себя Оззи Осборна и Black Sabbath. Даже сначала Оззи, а потом Sabbath. Мне понравился сольный материал Оззи в середине 80-х: “Back At The Moon”, “Diary Of A Madman” и “Speak Of The Devil”».

Когда ты впервые проникся Black Sabbath?
«Я проникся Black Sabbath в начале 90-х, примерно в то время, когда у Soundgarden вышел “Badmotorfinger”. На самом деле первые песни Sabbath, которые я слышал, есть на живом альбоме Оззи 1982-го года “Speak Of The Devil” – там ещё были “Iron Man”, “N.I.B.” и “Paranoid”. Мои родители слушали Rolling Stones, но не Led Zeppelin и Black Sabbath, так что эти открытия совершенно изменили мою жизнь. Тот момент, когда я ими проникся, немедленно сделал из нас настоящую группу».

Почему они так привлекли тебя?
«Оззи и Sabbath вдохновляли старые фильмы ужасов, я же был большим поклонником кровавых фильмов – у меня должно быть было более 100 видеокассет. Я не религиозен; меня всегда притягивало всё мрачное и сатанинское в музыке просто потому, что мне нравилось пугаться. Я очень чувствительный, поэтому я просто подпрыгивал на диване, когда на экране происходило что-то страшное. Когда я в первый раз смотрел японский фильм «Звонок», то чертовски испугался. В дальнейшем я познакомился с множеством людей, которые воспринимают это немного серьёзнее, и из-за этого я начал думать об этом немного углублённее».

Какое ещё подтверждение существования Дьявола ты получил, пока рос?
«Финляндия довольно молодая страна. По большому счёту это языческая страна, христианство появилось там не так давно. Я не баптист и не христианин, в школе у меня не было урока религии. Я начал читать библию и религиозные писания в подростковом возрасте – меня всегда захватывали страшные моменты в Библии. Каждый хочет знать, есть ли что-то большее, чем жизнь – особенно в этом возрасте. Мне всегда нравилась католическая образность, искусство и красота храмов, но я не верю в католицизм. Я не согласен с расплатой, которой он подвергает – нельзя попасть в Рай, это просто ужасно. Поэтому я всегда был поклонником меланхоличной музыки, переносившей меня в произведения Чарльза Бодлера (французский поэт 19-го века) и навевавшей вдохновение Джона Милтона (британский поэт 17-го века), «Ада» Данте – все круги Ада и их изображения просто обворожительны».

Так значит ты не против религии в своей жизни?
«Нет. Мне это не нужно, потому что мой отец не баптист и не верит в Бога. Моя мать очень духовна, она любит ездить в Glastonbury и Стоунхэдж. По-другому обстоит дело со многими американскими рокерами, которые выросли в религиозных семьях и хотят с ней *религией* бороться».

Какие мрачные влияния воздействует на лирику HIM?
«Я бы сказал, что многие из этих влияний «родом» из Sabbath – потому что я просто гигантский поклонник. Просто в их лирике есть что-то, что заставляет моё сердце биться быстрее, такое до сих пор не по силам никакой другой музыке. К тому же у нас очень сухой чёрный юмор, как у Type O Negative и Cradle Of Filth. Я люблю, скрывающуюся за всем этим, дьявольскую ухмылку. (и) Я пытаюсь читать как можно больше, но я ненавижу весёлые истории и комедии. Каждый по-своему спасается от жестокого мира, хоть на секунду. Для меня фильмы ужасов и написание музыки как билет прочь от всего. Если бы я мог писать поп-музыку в стиле «Солнечных счастливых людей», то наверно я бы был жалким выродком».

Как часто мрачные и дьявольские песни HIM имею подоплёку в реальности?
«Всё реально на 100%, но ты преувеличиваешь. Мне нравится преувеличение. Я не верю в чудеса, из-за того, что каждодневная жизнь так скучна, ты вынужден облекать обыденные переживания во что-то более сверхъестественное».

Как получается заключить в Мрачную Сторону эффект влюблённости?
«Мне кажется, любовь как инь и янь. Она находится где-то между здравым рассудком и безумством, которое само по себе очень мрачно. Всегда сомневаешься. Я не верю в то, что можно быть счастливым с одним человеком до конца своей жизни. Все проходят дерьмо, и проходят дерьмовый период с кем-то, кто может часто преувеличивать. Поэтому в этом смысле, я думаю, что любовь и есть Дьявол, потому что лично мне кажется, что она полностью вас контролирует, а вы ничего не можете с этим поделать. Чем больше вы стараетесь, тем быстрее и глубже вы тонете в зыбучих песках. Любовь – это Дьявол».

Успех часто подразумевает, что мрачное вдохновение испаряется, потому что исчезают страдание и боль. Как тебе всё ещё удаётся находиться в этой Мрачной Стороне?
«Мне нравится находиться в таком положении, когда я переношу на своих плечах множество дерьма – а это совсем не просто. Что меня привлекает во взаимоотношениях и делах сердечных так это то, что никакое количество денег или изысканные номера в отелях не могут заменить любовь. Вы так же по уши в дерьме, как и кто-то другой, когда дело касается взаимоотношений. И я думаю, что вся мрачная суть заключается именно в этом».

Как изменилось дьявольское влияние на HIM, когда вы стали старше?
«В начале оно было более ощутимым – больше очевидных упоминаний, больше чистых образов. Я тут недавно встретил Алана Роброна, который делает «Самые страшные места на земле» ТВ-шоу в стиле дома с привидениями, он рассказал мне о некоторых замках и отелях в Англии, в которых обитают привидения. Хочу написать следующий альбом в замке с привидениями. Я никогда не видел призраков, никогда не чувствовал присутствия чего-то сверхъестественного, мне нравится пугаться. Даже в самом английском ландшафте есть что-то зловещее, это интересует меня больше, чем Финляндия. Я хочу уехать подальше от Родины и остаться во тьме в полночь, только я и моя акустическая гитара… и просто играть, я хочу, чтобы что-нибудь напугало меня, как если бы вы проснулись утром, прокрутили плёнку назад, а с неё всё стёрлось. Я хочу доказать, что по другую Сторону есть что-то ещё».

Как ты думаешь, когда хэви-металл приобрёл синонимы в виде Дьявола и Зла?
«Началом стала “Black Sabbath” Black Sabbath. Когда они поменяли своё название с Earth («Земля») на Black Sabbath («Чёрный шабаш»), то решили писать страшную музыку, вот так они и написали свою заглавную песню “Black Sabbath”. Название взято из старого фильма ужасов, большими поклонниками которого они все и являлись, что в свою очередь было вызвано интересом к оккультизму. С тех пор они собирали основные человеческие страхи, чтобы сочинять страшную музыку. Рядом с теми местами, где они выступали постоянно тусовались ведьмы, поэтому Томми Ломми и другим парням пришлось поголовно покреститься, чтобы защитить себя от проклятья, которое могла наложить на них одна из ведьм».

А что потом?
«Я думаю, что весь этот сатанизм начался, когда Venom в 1982 года записали “Black Metal”. Но – как и у Sabbath – их сатанинская лирика и образы были лишь попыткой создать страшную музыку, но не музыкой Зла. Этой традиции следовали The Misfits и Danzig. Потом, в конце 1980-х годов, норвежская сцена разродилась такой группой как Mayhem. Всё вышло из-под контроля, люди стали воспринимать всё слишком буквально и из-за этого начали убивать друг друга. Они делали это во имя Сатаны, но это были просто больные и глупые люди».

Что бы происходит с хэви-металлом, когда нет этих дьявольских элементов?
«Хорошим результатом является такая группа как Bad Brains. Вам не нужен Дьявол, чтобы получить адреналин и нанести свой удар. Можно просто прислушаться к животной сущности человеческой природы, как африканские барабанщики, там вся музыка исходит именно из этого. Вспомните ритуалы в честь плодородия *как вариант зачатия ребёнка* в Африке: люди танцуют голые, обряд происходит благодаря трансу шамана; и даже какое-нибудь жёсткое техно далеко от такого эффекта. Единственное, что отличает хэви-металл от других жанров – это мрачная поэзия таких людей как Shelley и Baudelaire. Большая часть образов хэви-металла основана на этих мрачных и готических темах, к тому же их вдохновляли истории и темы из Библии. Это то, что делает хэви-металл хэви-металлом».

Но разве это правильно, чтобы хэви-металл не был связан с Дьяволом?
«Я знаю, о чём ты говоришь, но хорошо, что ещё есть люди, которые пытаются сломать стереотипы. Если его присутствие вечно, то почему бы ни попробовать без него? Другой вопрос, захотите ли вы покупать альбом или нет. Вам это всё ещё что-то даёт? Самые лучшие фильмы и музыка оставляют у вас ощущение чего-то нереального. Я думаю, что именно поэтому Дьявол и Ад – уводя в Королевство Неизвестности – так пленяют».

Как много хэви-металлических групп, использующих мрачную и дьявольскую риторику, не воплощают в жизнь то, что проповедуют?
«99%. Большая часть блэк-металлических групп говорит о поклонении Дьяволу и совершает дьявольские деяния без какой-либо подоплёки. Самая хорошая музыка интеллигентная и в то же время страстная. Вот почему мне нравятся Cradle Of Filth. Я верю в то, что чем больше развиваешься, тем лучше. Нужно сформировать свой собственный взгляд на жизнь, а не слепо следовать чужому. Но большинство людей так и делает, особенно это касается религии. Но это вовсе не значит, что я против религии или сатанизма».

Какие-нибудь религиозные группы когда-нибудь нападали на тебя из-за твоей сатанинской лирики?
«Когда мы появились, мы назывались His Infernal Majesty («Его Дьявольское Величество») и наша EP называлась “666 Ways To Love”. Я знал главарей Церкви Сатаны в Финляндии, и они сказали, что не хотят иметь с нами ничего общего, потому что мы не представляем их убеждения. В то же время Свидетели Иеговы и обычные христиане начали бороться против нас, так что мы всегда были не та и не сям».

Ты когда-нибудь общался с сатанистами?
«Я встречал людей, которые заявляли, что они сатанисты - просто больные люди. Самое глупое, что я когда-либо слышал, сказал парень из финской блэк-металлической группы. Я его спросил, что он считает истинным злом, а он ответил: «Тот момент, когда я задушил свою старую кошку и заглянул ей в глаза». Это злобно, но не умно. Я не хочу так поступать, это просто тупо – для меня это слишком извращённо. Сатанизм с каждой секундой, с каждым твоим вдохом и выдохом, становится всё более сомнительной организацией. Я не интересуюсь козами или жертвоприношением младенцев в полночь. Пока!»

Как ты думаешь, почему многие так глобально окунулись в хэви-металл и его тьму?
«В конце дня каждый обязан спросить себя: «Кто круче – Люк Скайуолкер или Дарф Фадер?» И помните, они оба появились из одного и того же места. В «Инферно» Данте Люцифер был падшим ангелом, изгнанным с небес. Но ещё я думаю, что увлечение человечеством Дьяволом и мрачными вещами началось с вопроса: кто интересней: Иуда или Иисус? Я думаю, что Иуда намного более значим. А Каин и Авель. Что заставляет человека убить своего собственного брата? Это всегда было главным интересом хэви-металла: из-за чего люди совершают плохие поступки? Это одна из тех вещей, о которых люди ни хрена не знают».

Какое хэви-металлическое сходство с Дьяволом у блюз-гитариста Роберта Джонсона *неразборчиво*………?
«Немного, но существует другая дьявольская музыка, которая поддерживает этот миф. Гаитянская музыка может быть дьявольской; тамтамы Вуду и музыка, призывающая демонов. Всё, связанное с язычеством, может быть очень дьявольским – *дальше что-то неразборчивое про альбом Роберта Джонсона*»

Как всё это, связанное с Дьяволом, в роке и хэви-металле влияет на секс-драйв?
«Для всех этих тёмных делишек очень важно, чтобы вы больше следили за своей сексуальностью, чем за своей духовностью. Подумайте, как по-дьявольски выглядели вращения тазом Элвиса. Но это относится не только к хэви-металлу или даже рок-н-роллу. В 17-м веке Паганини был виртуозом игры на скрипке, и у женщин это вызывало потрясающий восторг. Его считали одним из прислужников Дьявола. Такие люди как Брем Стокер показали, что во Тьме есть что-то прекрасное – а она обладала настоящей сексуальной силой: вампиры и оборотни, всё это основано на превращениях и том, что внутри вас живёт зверь. Музыка равносильна Дьяволу, а секс всегда витал где-то рядом».

Что значит Дьявольский интервал?
«Интонация называется дьявольским интервалом. Это уменьшенный пятый или увеличенный четвёртый аккорд *????*, долгое время он был запрещён (во времена Барокко). Его можно услышать в “Black Sabbath” Black Sabbath (третий аккорд в открытой доле)».

Почему печально известный оккультист и писатель Элайстер Кроулей вдохновил такое большое количество хэви-металлистов – таких как Оззи с его песней “Mr. Crowley”?
«Он был аутсайдером и его вызов социальным нормам несомненно стал причиной, по которой хэви-металл нашёл в Кроулей что-то общее с собой. Он был одним из первых рок-н-ролльщиков. Ведущие газеты в начале 20-го века писали, что он был самым греховным человеком на Земле, отчасти потому что он жил, отказавшись от правил морали. Он был очень религиозным, но религиозным по-своему. Он пытался найти «иное» место, духовный баланс между изобразительным искусством и сочинительством. Он говорил, что когда вы сражаетесь за духовный баланс, то не особо задумываетесь о добре и зле; эта жизнь, как и люди, не чёрная и белая. Хорошие люди могут совершать плохие поступки, а плохие люди могут совершать хорошие поступки. Я не ярый поклонник, но это не значит, что я не могу читать его работы».

Что хэви-металл вынес из «Сатанинской Библии» Энтона Лавейа и его "Церкви Сатаны"?
«Сатанизм Энтона Лавейа основан на животной сущности человека, и я думаю, что это и есть рок-н-ролл. Если рассматривать сатанизм с точки зрения «Церкви Сатаны», то в таком случае каждая рок-н-ролльная группа должна быть его частью. Все группы обладают этой животной и сексуальной сущностью, против которой борется христианство. Хотя «Церковь Сатаны» – не моя чашка чая *???*. Хорошие старые фильмы, такие как «Омен» намного более страшные».

Несмотря на явную дьявольскую сущность Лавейа Элайстер Кроулей и Толкиен благодаря своим фантастическим изысканиям оказали намного большее влияние на хэви-металл. Лавей больше основывался на реальности?
«Да, вот почему я считаю, что писанина Энтона Лавейа скучна. Большинство его произведений очень фундаментальны, как детская психология *?*. Лавей был великолепным шоуменом и великолепным бизнесменом, но был далёк от мистики. Я думаю, рядом с нами живут бесы и ангелы. Я встречал людей, которых считал злыми, но которые не делают пакостей никому за исключением себя. Думаю, что это реально. Кроулей намного более интересная личность».

Как ты думаешь, почему?
«Так же как Толкиен своим «Властелином колец» вдохновил такие группы как Burzum и Led Zeppelin, Кроулей предложил альтернативные реальности. Он отыскал другую сюрреалистичную земную точку зрения на жизнь, точку зрения, которая пыталась сделать жизнь чуть более терпимой. Фэнтези привлекло к себе много человеческого внимания. С помощью фантастических стихов можно совершить своё собственное путешествие в Королевство Тьмы – быстрее, чем читаю Лавейа и думать, что для того, чтобы быть сатанистом, нужно просто не подставлять другую щёку, вы и так злы. Те , кто поклоняются Лавейу и «Церкви Сатаны» ничем не лучше обычных христианин, потому что они просто следуют тому, что сказал кто-то другой. Я не хочу быть частью чего-то похожего».

Когда язычество вошло в историю хэви-металла?
«После первого сатанинского блэк-металла (в конце 80-х), многие группы обвинили сатанизм, Энтона Лавейа и «Церковь Сатаны» и начали проповедовать старых северных богов. Христианство надругалось над многими культурами многих народов: строительство церквей на священных языческих местах, демонизация и воровство языческих богов. Большинство сатанинских ритуалов использовались для того, чтобы в средние века убедить людей примкнуть к религии, из-за этого появилось так много анти-христиан и возродило язычество в блэк-металле. В старой языческой вере присутствует богатство культуры; взгляните на инков, ацтеков и майя, а также на вавилонцев и месопотамцев. У человека возникает стремление служить Властелину, а это интригует».

А ты служишь Властелину?
«С языком за щекой я скажу, что мы прислужники Sabbath. Музыка – мой Бог: я верю в неё. Это единственное средство, которое даёт мне катарсис; очищает мою душу от всей дряни, которая сейчас творится в мире».

Вилле, ты продал свою душу Дьяволу?
«Я не буду об этом говорить: это конфиденциально. Я продал свою душу рок-н-роллу, когда мне было семь лет. Но я никогда не был на распутье и официально не имел никаких дел с Дьяволом».

Перевод - Хильда

Back to Russian Heartagram main page