PLAY #4(27) апрель 2003
"ЛЮБОВЬ И МЕТАЛЛ ДО ГРОБА"

Многие не совсем правильно понимают истоки музыки мрачной финской группы HIM. Да и какая же она мрачная, скажут эти многие, если ее рекламирует MTV? Не знаю, как там, на западе, а как на русском MTV впервые появились пятеро финнов в черных одеждах и готическом мэйкапе - помню очень хорошо.

Константин Савоськин

Не соврать: тогда, в 1998-м, это было в диковинку - имеется в виду жирное гитарное звучание HIM, соединенное с ностальгическим хитом Криса Айзека "Wicked Game". Да, хлопцы неплохо прикалываются, отложилось тогда в голове. Не они первые - Мэрилин Мэнсон туда же, Orgy. И два года спустя весьма краткосрочным, хотя и сильным, было удивление от первого места HIM в коммерческих европейских чартах с "Join Me (In Death)". Добились-таки своего, подумалось. Финские вы Bon Jovi. А черными и мэйкапистыми только прикидывались. Ведь для масштабного дебюта не что-нибудь выбрали - реально раскрученный чужими усилиями поп-хит. Романтический, как любые Bon Jovi любят: с клипом про голую девушку и пустынный пляж…
Но вы знаете, я только недавно выяснил: оказывается, Вилле Вало, лидер HIM, впервые услышал "Wicked Game" не поп-хитом, а тоскливой песней из фильма "Дикие сердцем", который снял Дэвид Линч. И живо представилось: все не так. Они на самом деле ходят по грани депрессии, эти финны в балахонах. А то, что нам кажется радиопесней про любовь, для них - случайно подслушанная исповедь, в которой содержится нечто сокровенное. И они всасывают это в себя, как вампиры всасывают чужую кровь. А потом берут гитары и сами тоскливо поют.
Новый, четвертый альбом HIM "Love Metal" выходит у группы, когда она уже перекочевала в статус мегазвезд. Да, перестала восприниматься всерьез первыми, случайными, поклонниками времен альбома "Greatest Lovesongs Vol.666". Да, все ширит ряды своей армии фэнов за счет девочек, недавно слушавших Бритни Спирс. Для них, этих девочек, прямо передо мной берет интервью у Вилле Вало журнал "Cool". Я следующий. О чем мне и Вилле остается говорить?

Вилле, ты первый артист за не очень-то долгую историю нашего журнала, который попал на обложку PLAY дважды. Первый раз это было, когда выходил предыдущий альбом HIM. Это важно для тебя - быть "number one", светиться в популярных журналах?
- Конечно, это важно. В смысле паблисити, чтобы люди знали, что мы существуем, выпускаем новый альбом. Но я не снимаюсь ради собственного эго, у меня нет мании какой-нибудь. Для меня как для человека это совсем не важно. Но по работе приходится делать определенный набор вещей.

А что с новыми фото? Мы столкнулись с небольшой проблемой: у рекорд-компании их недостаточно, свежих, имеется в виду. Может, в этот раз нужда в них почему-то не так сильна?
- Нет-нет, какие-то фото мы сделали. Вам их еще пришлют (действительно, всего через пару дней после интервью прислали толстую пачку. Спасибо, Вилле! - прим. авт.). Мы просто были заняты съемками видео, оформление альбома - а ты говоришь: делать свежие фото. Времени не хватает сразу на все.

Имидж HIM поменялся?
- Не так много грима стало. Мы теперь выглядим более похожими на обычных себя.

Говорить про HIM и не сказать "love metal" - это нонсенс. Но было неожиданностью узнать, что именно так - "Love Metal" - называется ваш новый альбом. Это что, своего рода римейк, и вы так и будете ходить по кругу? Вспоминаю дебютный диск HIM "Greatest Lovesongs Vol.666" - даже название весьма похожее…
- Я бы назвал это взглядом назад. Это наш четвертый альбом - мы решили обернуться и собрать воедино лучшие моменты с первых трех CD. То есть по духу "Love Metal" - это фактически пластинка "best of", только состоящая из новых песен. С первого альбома сюда взят звук тяжелых гитар, с третьего - большие мелодии, со второго - темповый рок-н-ролльный подход.

Ты будешь утверждать, что вам по-прежнему есть что сказать с позиции стиля, придуманного вами ах пять лет назад?
- Ну, работы у нас, я считаю, предостаточно. Есть в чем совершенствоваться, оттачивая наш фирменный звук. Мы улучшаем его с каждым CD. Вспомните AС/DC - у них 30 альбомов, и все более или менее одинаковые. Но это не камень в их огород с моей стороны. Мы действуем точно так же: пытаемся выжать максимум возможностей из трех аккордов и пары рифов наших гитар.

И долго так будет продолжаться? Обнадежь поклонников. Или разочаруй…
- Не знаю. Мы счастливы тем, что есть. Если настанет день, когда люди нас больше не будут любить такими, какие мы, мы соберемся, и будем думать, что и как изменить.

Кстати, словосочетание "love metal" придумали в конце 90-х вы сами или журналисты?
- Все придумали мы. У журналистов вечные проблемы с определениями. Мы это очень хорошо поняли на примере нашей музыки - вот и пришлось включать собственные мозги.

А можно ли сказать, что название осталось прежним - лав-метал и лав-метал, - а содержание со временем стало другим?
- Пожалуй, нет. Суть по-прежнему в соединении противоположностей: света и тьмы, красивых меланхоличных мелодий и тяжелого звучания всей группы.

Но ты согласен с тем, что музыка HIM изменилась за эти пять лет, став более попсовой?
- Мое мнение: нет.

То есть ошибаются те, кто считают, что на первом альбоме вы играли более честную, в чем-то даже андеграундную музыку, а сейчас стали мажорными "старс" со всеми вытекающими?
- Но это не изменило музыку! Ты не можешь назвать Мэрилина Мэнсона "попсовым" только потому, что он многим нравится . Он совсем не "попсово" звучит!

Твое личное мнение: лав-метал - насколько это надолго?
- Э-э… Загадаем, что минимум еще на десять лет.

Он умрет вместе с HIM или останется, когда твоей группы не станет?
- Будем надеяться, что кто-нибудь из других команд использует наше наследие.

Можешь назвать кого-то конкретно вашими потенциальными последователями?
- Выбор невелик, если честно (смеется. - прим. авт.).

Ладно, назови всего одно имя.

- Нет, надо подождать эти десять лет. Пока что лучше нас и даже рядом с нами никого нет (смех приходится перебивать следующим вопросом - прим. авт.).

Это редкий случай: вы впервые запомнились мне по кавер-версиям, авторы оригиналов которых - мои любимые артисты. Особенно Blue Oyster Cult с "Don't Fear The Reaper". Скажи, как вы выбираете конкретную песню и конкретного артист ля перепевания?
- Правил нет. "Don't Fear The Reaper" Blue Oyster Cult помогла нам лучше понять свой собственный стиль, так же, как и "Wicked Game" Криса Айзека. Определиться в целом как группе.

На новом альбоме есть "кавера"?
- Нет, только наш материал. Так происходит уже второй альбом подряд - нет там ни Blue Oyster Cult, ни Криса Айзека. Не осталось, словом, хороших чужих песен вокруг. Вот сочиняем свои.

Может быть, это свидетельствует о возросшем мастерстве Вилле Вало как исполнителя и композитора? Возможно, поэтому и чужие песни не нужны?
- Было бы приятно так думать. Да, наверное это так. Я замечаю, что мои песни становятся лучше год от года. Потом, в музыку можно вложить вполне конечное количество человеческой энергии, и лучше тратить ее на свои вещи, чем переделывать чужие.

Тебе нравятся Scorpions?
- Неожиданный вопрос. Где-то в конце 80-х я их слушал, был фэном даже.

Мне кажется, вы чем дальше, тем больше заменяете их в статусе главной на планете "металлической группы для девочек".
- Да уж, Scorpions-то теперь старые совсем! Забавное соревнование: мы и Scorpions…

Ну а что насчет девочек?
- Мы группа не только для них, мы - для всех. Парни нас так же чудесно слушают, как и девушки. Есть такая поговорка: ищи парней там, где девушки. А вообще мы с удовольствием "цепляем" своей музыкой поддающихся на это девиц.

А про планету я, по-твоему, не переборщил? Есть такие места, где вы совершенно непопулярны?
- Мы вообще неизвестны в Америке. Мы никогда не были там с концертами, ни один из наших альбомов там так и не издан. Хотелось бы что-то изменить в этом направлении, но это прерогатива рекорд-компании.

Свою популярность в России ты как-то оцениваешь? Вы дважды были здесь.
- О, для меня большая честь, что нас недавно снова пригласили играть у вас в стране. Раз люди хотят нас видеть, мы снова и снова будем к вам приезжать.

Я слышал, ты любишь Джима Моррисона.
- Да ну! Нет, мне больше нравится Игги Поп. Игги Поп покруче будет. К тому же он живой.

По меньшей мере, я слышал, что тебя сравнивают с Моррисоном.
- Ничего удивительного: людям постоянно нужны всякие сравнения.

Как бы ты отреагировал на предложение занять место Моррисона в реформированных The Doors?
- Но у них ведь уже есть Йен Эстбери из The Cult. В любом случае, The Doors - не моя любимая группа, мои кумиры - Black Sabbath, Led Zeppelin и Kiss.

Хорошо, как бы ты отреагировал на приглашении в Black Sabbath?
- Однозначным ответом "нет". Black Sabbath - идолы для меня. Своим творчеством в HIM я хотел бы сказать им большое спасибо за ту прекрасную музыку, которую они делали. Но делать ее вместе с ними… Нет, даже пытаться не хочу.

Ты по натуре - лидер, не представляющий себя где-то на вторых ролях, в чьей-то тени?
- Я, конечно, лидер, но у нас в группе полная демократия, и в творческом процессе участвуют все. Как минимум, от игры каждого на его инструменте зависит целое под названием HIM. Что касается вторых ролей, то пока ни с чьей стороны внутри команды не было попыток конкурировать со мной. И я не беспокоюсь на этот счет: я пишу музыку, я пою.

Ты любишь кино?
- Какое кино?

Хорошее, разумеется! (И Вилле, и я смеемся вместе. - прим. авт.)
- А, ну конечно люблю. Мой любимый режиссер - Тим Бертон. Его лучшие фильмы: "Биттлджус", "Бэтмэн", "Кошмар перед Рождеством".

Твой выбор любимого режиссера очень, так сказать, соответствует… Тебе еще не предлагают сниматься в подобных фильмах, как другим рокерем вроде Дэвида Боуи и Тома Уэйтса?
- Пару раз что-то предлагали, но пока ничего серьезного не произошло. Не то, чтобы мне это было неинтересно - всегда интересно пробовать что-то новое. Просто мы постоянно заняты делами HIM, и времени совершенно не остается.

Мы в журнале не так давно подводили итоги и назвали героем 2002 года в области кино Дэвида Линча. Кажется, он и твой любимчик.
- Согласен с вашим выбором. "Маллхолланд Драйв" Линча был великолепен.

А каков будет твой прогноз по поводу места вашего нового альбома в музыкальных итогах 2003 года? Альбом года или нет?
- Для меня это альбом года без всяких сомнений. Потому что другого альбома до конца года HIM выпускать не собираются (смеется. - прим. авт.).

Последняя шутка, которую я про вас слышал, это то, что якобы в Америке есть другая группа с названием HIM (с английского переводится как "он". - прим. авт.) и исключительными правами на него. И вы собираетесь переименовываться в HER (т.е. "она"). Это так?
- В шутке содержится доля правды, но мы точно не будем называться HER! (Здесь уже смеюсь я. Неслышно, про себя, и конечно по-доброму. Жаль, Вилле трудно объяснить смысл русского звучания сочетания этих букв… - прим. авт.) На самом деле, есть люди, зарегистрировавшие имя HIM, и они не хотят с ним расставаться. Но мы придумаем что-нибудь. Дайте только время!

Статья любезно предоставлена Narciss

Back to Russian Heartagram main page