Revolver
/ноябрь 2005/

"Вилле Вало однажды ехал в этом такси", - хвастается таксист, который везет нас от аэропорта Вантаа в центр Хельсинки. Похоже, что здесь, в живописной финской столице, Вилле Вало - обаятельного солиста финского готического квинтета Хим - знают все. Или, по крайней мере, все знакомы с теми людьми, которые хоть раз с ним встречались. Местная газета "Этот день в Хельсинки" опубликовала его излюбленные места пребывания - и теперь девочки тинейджеры каждый день шатаются около магазина "Игрушки для взрослых", которым владеет отец Вало, в надежде встретиться со своим кумиром. Десятилетия спустя после появления первых скандинавских звезд, появились финны, достойные стать новой звездой. За два дня до написания этой статьи Вало и Хим были хэдлайнерами финского фестиваля Руисрок, на который пришли более 30000 фанатов. За исключение "Рэзорблейд Ромэнс", выпущенном в Европе в 2000 году (а в Америке в 2003), ни один из остальных четырех альбомов Хим в Америке выпущены не были - ситуация явно не тянет на успех в Штатах, но благодаря контракту с Варнер, новый потрясающий альбом группы - Дарк Лайт - выйдет в конце сентября по всему миру, а это говорит о том, что все мечты о покорении америки скоро сбудутся.
Безусловно, и Вало и Хим обладают ключевыми ингредиентами успеха. Группа Вало (гитарист Линде, басист Мидж, барабанщик гас и клавишник Бартон) - очень опытные музыканты, играющие с телепатической точность старых школьных друзей, каковыми они в сущности и являются. и высокий голубоглазый Вало совершенно определенно обладает внешностью, голосом и магнетизмом рожденного бога рока, хоть он и приветствует всех вокруг "здорово, приятель" и холодным пивом, вместо того, чтобы принимать звездный вид а-ля Scott Weiland. Подобно Мэрлину Мэнсону, которым Вилле очень восхищен, Вало дает четко сформулированные интервью и меняет свой образ от альбома к альбому. Но в то время как, по словам Вало, "Мэнсон никогда не может собрать все свое музыкальное дерьмо воедино, по крайней мере, с моей точки зрения", - сам Вилле очень гордится тем, что пишет песни сам, и и тут же выбрасывает любую композицию, не отвечающую его требованиям.

Вало начал писать альбом Дарк Лайт немедленно после завершения бесконечного тура к альбому Энд Лав Сэд Ноу... с двухнедельными поездками по американским клубам в 2004 году.
К тому времени Вало нетерпелось вернуться в Хельсинки на довольно долгий период, с тем, чтобы не только писать песни, но и усовершенствовать свои навыки в тайской кухне. Но когда мы пару раз встретились с ним в баре отеля перед Руисроком, Вилле Вало признался, что не особенно много возился с плошками и кастрюлями.
"Я просто писал песни", - говорит он, пожимая плечами, - "В любом случае, в Финляндии очень сложно достать хороший кориандр. Он здесь не растет, так что приходится привозить его из-за границы. Это тот же сорняк, только более дорогой".
Воссоединившись со своей невестой, телевизионным журналистом Йонной Нугрен, Вало обнаружил, что начал писать "полно акустического любовного де**ма", и был шокирован результатом. "Все эти песни были полным де**мом, так что я разорвал их на кусочки за два месяца до студии", - объясняет Вало - "Я хотел рока. Я хотел, чтобы альбом обладал большей энергетикой, еще я хотел что-то дозаписать прямо в студии. Я хотел, чтобы через все песни бежала эта тоненькая красная линия, я хотел, чтобы все они были объединены единым смыслом".
Поэтому вместо того, чтобы отвлекаться на домашние и социальные проблемы в Хельсинки, Хим провели три месяца, живя и работая вместе в старом особняке в районе Силверлейк, в Лос-Анджелесе. "Я был бы счастлив проводить время с моей девушкой", - признается Вало - "но иногда необходимо уезжать от всего этого счастья и становиться гребаным страдающим неряхой, по крайней мере, на время работы над альбомом".
Конечно, жизнь в Элэй не была уединенной и аскетичной. В какой-то момент Гас стал завсегдатаем легендарного Рэинбоу Бар энд Гриль. "Мы подсчитали, сколько раз Гас был пьян - и нам стало страшно", - говорит Мидж. А иногда группа просыпалась и обнаруживала, что территория их особняка оккупирована моделями в бикини и девушками из плейбоя. "Было странно", - говорит Вало, посмеиваясь. "Я записывал бэк вокал и наблюдал за морем грудей на улице. На тот момент это было очень весело, но наш балкон был полон людей, устанавливающих свет, и довльно непросто сконцетрироваться и работать над альбомом, когда вокруг тебя бегают голые люди. Это как раз тот случай, когда впоследствии очень смешно: ты жаловался на то, что рядом проходила съемка плейбоя!"
Дарк Лайт был записан с продюсером Тимом Палмером, и это скорее шаг к усовершенствованию пленительного готического стиля Хим, и 10 песен с этого альбома определенно призваны подчеркнуть умения группы. Такие запоминающиеся гимны, как Вэмпайр Харт, Зэ Фэйс оф Год, Дранк он Шэдоуз и первый сингл Крылья Бабочки, сопровождаются клавишными, прерываются взрывами метал гитары, минорные мелодии медленно перерастают в тяжелые припевы, и Вало потрясающе преподносит обнажающую душу лирику о любви и смерти, в его характерном проникновенном баритоне звучит одержимость.
Все, что появляется на альбоме - совершенно обычно для Хим, но так же вполне возможно, что этот альбом станет лучшим за всю историю Хим.
"Я очень верю в этот альбом", - говорит Вало. - "Если люди сначала не воспримут его, они рано или поздно все равно это сделают. Я имею в виду, что здесь есть все, что вы так любите в Билли айдоле. Здесь все, что вы так любите в Кат. Мы не пытаемся скрыть то влияние, под которым мы находимся. Здесь тайп оу Негативе, здесь Блэк Сэббат, здесь Ю Ту, немного Систерс оф Мерси..."
Подобно другим альбомам Хим, в Дарк Лайт намешано очень много всего - не какие-то юношеские жалобы миллионов эмо-групп и команд поп-панка, а восхитительное выражение взрослых мук, вперемешку с неуловимыми уколами самоедного настроения. В чужих руках такие путешествия в глубины чьей-то психики могли бы быть банальными, надоедливыми или просто глупыми - смехотворный кавер на песню Пита Таунсенда Бихайнд Блу Айз в исполнении Лимп Бизкит - это главный пример - но Вало выдает все это с большим остроумием, грацией и стилем.
"Невозможно как-то просчитать эмоциональную сторону вещей", - размышляет Вилле - "Это подобно магии, и это единственная магия, которая все еще осталась в современном мире. это что-то, во что я могу погрузиться, в чем я могу находиться какое-то время, а затем вернуться назад и написать песню. И это единственные углы и линзы, сквозь которые я смотрю на мир вокруг себя и мир в целом..."
"Мы, мужчины, постоянно пытаемся окружить себя такими нежными моментами", - продолжает он с усмешкой. "Но для мужчины проще использовать кулаки, нежели сердце. Я достаточно попользовался кулаками в детстве - и мне это больше не нужно. Моя задача состоит в том, чтобы обнажить свое сердце и гордиться этим".
Именно это желание войти на глубокие эмоциональные уровни так привлекают зрителей в Вало и Хим, иначе они предпочли бы что-то пожестче. Но Вало не видит никакой разницы между любовью к Хим и, допустим, любовью к Слэйер. "В наши дни можно одновременно слушать Дюран Дюран и Блэк сэббат", - говорит Bилле. - "Уже нет этой стадности, чего-то вроде Мэновар-против-всех. Нет, ну правда - какая разница между Фрэнки Гоуз то Халливуд и Мэнноваром?"
"Это было где-то в 95-м", - отвечает Мидж. - "тогда проходили эти ночи хэви-металла в одном из клубов Хельсинки, и одними из первых наших концертов стали выступления, на которых мы играли каверы Тайп оу Негатив".
"Я должен был быть гребаным басистом", - смеется Bало - "но знаете, я в тайне мечтал и надеялся, что смогу стать певцом. Я влюбился в Джэйнс Эддикшн и Энджел Даст Фэйт Ноу Мор, и я понял, что можно быть странным - и оставаться певцом".
К счастью, группа Вало с удовольствием позволила ему взять на себя роль фронтмэна - и все внимание, к этому прилагающееся. Хотя все они довольно дружелюбны, но чувствуют себя значительно менее уютно, нежели Вало, когда дело доходит до интервью. "Это непросто заниматься тем, что делает Вилле", - говорит Мидж, который является наиболее разговорчивым из всех, помимо Вало. "Да", - добавляет обычно помалкивающий Линде, - "я бы не хотел этим заниматься, я не владею тем, что требуется для этого". "Что мне нравится в этой группе - так это гребаный тай чи йога-эксперимент по самопознаванию", - говорит Вало. - "Мы каждый день познаем силу, которой обладаем. Из-за того, что мы все товарищи, мы никогда ничего специально не обдумывали. Мы просто хотели играть музыку - и все произошло само собой. И это очень клево, потому что очень редко в наше время случается так, чтобы группа не была жадной до денег, жадной до сисек, жадной до машин, или чего там еще. Я очень этим горжусь, потому что сам встречался с кучей придурков, пока очень много путешествовал и очень много играл. И мы никогда просто так не трахаемся. У всех есть жены и тому подобное дерьмо - так что это никогда не было путешествием пениса".
Вало охотно признает, что медленное продвижение группы к славе было довольно скрытым, - "Потому что никогда не знаешь, что слава может сделать с тобой, если внезапно ты сможешь позволить себе купить на пару бутылок пива больше, и ты оказываешься на грани ситуации, когда ты будешь требовать, чтобы люди вытирали твою задницу после утреннего де**ма. Что с нами и произошло в Европе в 2000 году, когда мы внезапно поднялись на вершину успеха. Я помню одно турне в 2001, когда каждый день кто-то порывался уйти из группы. Но мы научились упорно работать, приспосабливаться и к хорошим временам, и к плохим. Я очень рад, что Рэзорблейд Ромэнс не вышел в Штатах одновременно с выходом в Европе. Иначе это был бы просто глобальный, мировой успех - и нас бы сейчас тут не было".
Турку, основанный в 1229, является старейшим городом Финляндии, так что немудрено, что именно там проходит старейший ежегодный фестиваль Руисрок. За день до выступления Хим в качестве хэдлайнеров Вилле и Гас пили пиво с друзьями в баре грязненького отеля Гамбургер Борс в Турку. Мидж, Линде и Бартон решили проспустить вечернее веселье и немного отдохнуть. где-то около полуночи Вало обращается к своей свите, но они все спят. "Пошлите", - говорит он Револьверу. - "Сейчас мы все сделаем татушки".
Во время своего пребывания в Радуге, Гас подружился с Лос-Анджелесским мастером татуировок Кэт Вон-Ди и вытащил ее в Финляндию, чтобы она закончила его внушительную татуировку на правой руке. Когда она закончила с Гасом, Кэт забила Вало и его невесту (в итоге у них одинаковые татушки "Dilligaf" на руках, означающие "я что, выгляжу так, как будто готов трахнуться?"), а также нескольких друзей группы, в том числе и Бэма Марджеру, который прилетел в Финляндию для съемок нового эпизода к Вива ла Бэм.
Реки пива и чернил продолжали изливаться до 3-х утра - как раз тогда встает скандинавское солнце - когда Вало присоединяется к изрядно набравшемуся журналисту из Револьвера проехаться от отеля к месту проведения фестиваля, при этом певец выглядит удивительно свежим и прекрасно отдохнувшим. Одетый в длинное пальто, глаза сильно подведены черным карандашом - Вало в каждом дюйме выглядит как вампирский готический бог. "Готов почему-то всегда клеймили, даже не знаю, из-за чего", - говорит Вилле. - "В Финляндии этому вообще не уделят внимания. Для нас это просто игра слов. Но мне нравится "Фёрст энд Лэст энд Олвэйз" Систерс оф Мерси и "Хоули Драйвер" Дио. И если меня посадят за это на кол и сожгут - я буду только рад".
Нo, как объясняет вало, драматичность и мрачность музыки Хим лежит гораздо глубже, нежели любой поп жанр. "Нельзя забывать, что Финляндия расположена очень близко с Россией, а русские постоянно все преувеличивают. А традиционная финская музыка всегда была очень меланхоличной, очень грустной, так что страсть очень преувеличена. С этим я вырос, так что в нашей музыке гораздо больше всего, чем просто готики. Она - это то, чем мы являемся".
Начиная первыми звуками Райт Хир Ин Май Армс и заканчивая финальными аккордами Зэ Сакрамент, 15 песен Хим, исполненные на Руисроке, были полны триумфа, страсти и энергии. Над группой зловеще поблескивает гигантская хартаграмма, а они выдают один музыкальный ураган за другим. Мидж яростно играет совю партию на сцене и выглядит разъяренным, как будто кто-то отнял у него бутылку Сандербёрд; Линде сопровождает каждый аккорд вихрем своих светлых дредов; Гас бьет в свои барабаны с сумасшедшей решимостью рестлера; Бартон спокойно поглядывает на море людей из-за своей клавишной установки. Во время всего этого Вало плавно и без усилий движется по сцене и поет конкретно для детей - нескольких табличек с прикрепленными к ним изоражениями его лица - и каким-то образом умудряется превратить это огромное событие в интимную встречу друзей. К концу сета фейерверки заливают собой ночное небо, а Вало постоянно улыбается. "Это шоу было хорошим", - говорит он с явным преуменьшением.
Этой осенью Хим отправятся в большое турне по Aмерике в поддержку нового альбома и попытаются также заворожить американскую аудиторию. Вало знает, что Дарк Лайт может стать альбомом, который наконец пробьет путь в штаты, но не думайте, что вы увидите Вилле рекламирующим его по ночным каналам или появляющимся как внезапный гость в программе Сюрриал Лайф. "Я готов сделать все, что необходимо, чтобы достичь успеха в Америке", - говорит Вало - "но я не готов ко всякому де**му... я хочу делать все профессионально и офигенно хорошо проводить время. Я не собираюсь сосать чей-то член и мне не нужно становиться шлюхой".
"Что наиболее для меня важно - так это то, что у меня есть группа, у меня есть девушка, которая ждет меня дома, у меня есть запасные струны для моей гитары. Я должен уметь ценить все эти вещи в жизни, потому что с чем ты останешься в конце? У тебя останутся твои кости и твоя любовь - вот и все. Все остальное - это всего лишь интерпретация".

За перевод спасибо Jossi

Back to Russian Heartagram main page