Rumba
/Ноябрь/2008/
"Нелегкая Молодость"
Редко когда пишут о группах, закончивших свою карьеру и не записавших ни одной пластинки. И всё-таки Donits-Osmo Experience, группа 90-х годов из Хельсинки, интересна тем, что её вокалисткой была актриса Вилма Меласниеми, гитаристом - её брат Джоел Меласниеми, теперь известный по группам Ultra Bra и Scandinavian Music Group. На басу играл нынешний вокалист HIM Вилле Вало, а на барабанах - Антти Лехтинен, сейчас известный по Scandinavian Music Group и Ultra Bra.
Теперь четвёрка собралась впервые после середины 90-х, в ресторане района Пунавуори. Сначала они засомневались, есть ли у них какие-то стоящие воспоминания о той поре.
"Меня бесполезно спрашивать, я не помню ничего между детством и армией. Армия закончилась в марте 1994. Тогда Donits-Osmo ещё играли, и мне кажется, у нас была пиздатая группа", - рассказывает Антти Лехтинен.
"Да, я помню, ты рассказывал истории об армии. Последний год своего существования Osmo была на волоске. Мы ничего не записывали и не давали коцертов", - говорит Вилле Вало.
Официально Donits-Osmo Experience не расходились. В то же время ребята из других групп замечали, что концерты Osmo всё реже и реже. Последним стало выступление на Puistorock в 1994 году.
"Ещё там были Don Huonot, их пластинка "Kaksoisolema" тогда ещё не вышла. Помню мы с Вилле делали укеми на лужайке, и я так ударился головой, что даже не помню, чем всё кончилось. Мы, кажется, уже распадались однажды", - говорит Джоел Меласниеми.
Donits-Osmo Experience начали своё существование как инструментальная группа в музыкальном классе "Огели", или Училища эстрады и джаза Оулункюля. Сначала на барабанах играл Сампо Хаапаниеми, нынешний барабанщик Egotrip. Басист Вилле Вало тогда ещё учился в основной школе.
"Мы все читали тогда комиксы "Церебус", и Джоел дал мне послушать винилку Джо Сатриани "Surfing with the Alien", на которую ставишь иглу и она кружится. Нам нравились Godflesh, и мы даже ходили на их концерт", - рассказывает Вилле.
"Затем мы решили, что было бы ещё лучше, если бы кто-нибудь пел. У Вилле был какой-то растаманистый товарищ с неплохим голосом, но он куда-то утёк. Тогда Вилле спросил, не пела ли когда-либо моя сестра Вилма", - говорит Джоел.
Вилму не пришлось долго уговаривать. Она вступила в уже укреплённую Антти группу. хотя и не считала себя хорошей вокалисткой.
"Я была не уверена, и это чувство постоянно присутствовало. Какой-то приятель Антти сказал, что у меня пение как у маленького мальчика. Это правда, я даже озвучивала маленького мальчика в детском мультике", - говорит Вилма.
"Все ученики в Огели были ссыкуны без запаха и без цвета, которые распевали песни типа "Midnight at the Oasis". Среди никак было не найти толкового, ну или вконец бестолкового вокалиста. Идея была в том, чтобы Вилма просто орала под музыку. Определённо, она была панк", - рассуждает Джоел.
Вилма не совсем соглашается. Она говорит, что держалась от ребят в стороне - только что восхищалась, как они играют.
"Если бы я не была такой слабой вокалисткой, група бы смогла развиваться. Я всего лишь хотела быть в группе, что-нибудь делать вместе со всеми, хотя была слишком робка, чтобы устраивать шоу. Сейчас я даже не помню слов песен".
Вилма репетировала перед концертам, а парни в такие дни редко разминались. Студии постоянно менялись. Вилма вспоминает, как группа записывалась в музыкальном классе в школе Вилле, с магнитофоном в углу.
Группа также записывалась в Огели и Лепакко, но лучшие воспоминания остались от репетиции в Питяянмяки.
"Мы пошли репетировать туда в какую-то хибарку, которую потом снесли", - рассказывает Антти. – "В том же доме жили спившиеся бомжи. Какое бы не случилось нарушение порядка, грабёж банка – мусора первым делом всегда приходили туда. Я помню этот запах, это место пахло уссатыми матрасами. Если летел какой-нибудь предохранитель, приходилось идти через всю их квартиру. Это было ужасно. Это никак не вдохновляло".
Песни писали по парам: Вилле и Джоел – и Антти и Джоел. Потом Джоел признался, что ничему тогда не научился: работа была хаос и чистой воды дурачество.
"Теперь можно сказать, во всём этом был лёгкий привкус дуракаваляния", - признаёт Антти.
"В каждой песне нужно было пройти через все стили музыки. В песне было 17 частей, было латино и всё такое", - со смехом вспоминает Вилле.
"Мы были большие поклонники Джона Зорна, а его музыка не задерживается на одном стиле дольше двух тактов", - оправдывается Джоел.
Вилма вспоминает, как Джоел собирал тексты песен из женских журналов, каталогов одежды и рекламы. Она думает, что большая часть репертуара группы – каверы. Антти так не думает. "У нас были и свои песни, и они были охуительные!"
По крайней мере две демо были записаны в Мунккиниеми под контролем Юкки Пуурулы. Басист Don Huonot оказал на группу наибольшее влияние.
"Юкка был взрослый, ему было 18. Мы были на разных ступенях детства, но у него уже были права. Я был с Пуурулой в одном классе в училище, он много раз оставался на второй год. Он, наверно, лет на десять меня старше".
Антти вспоминает, что все записи, сделанные с Пуурулой, прошли очень хорошо.
"Мы так записали "Electric", это наша лучшая песня".
"Лучшая песня" нашла отклик у молодёжи. "Electric" была записана с душой, и ребята микшировали её сами.
Речь заходит о другом "хите", "Necroperversor". Джоел вспоминает, как они всей группой, в восемь рук, вкручивали в эту песню резонанс. Нужны были и другие эффекты.
"Мы нашли на какой-то пластинке ВВС вой моржа. Ну и отлично, мы его туда наложили, а потом ещё звук полицейской машины и сирен. И поверх всего этого поёт Вилма своим голосом 6-летнего мальчика. Так раздражает", - усмехается Антти.
Donits Osmo Experience даже представить не могут, сколько у них было выступлений. Антти кажется, что четыре, а Джоелу - что все пятнадцать... На фестивалях запомнились в основном другие группы.
"Однажды мы были на разогреве у Waltari. Они как раз затянули "Vogue" Мадонны, и Картсу был такая хламина, в то время как мы были так хороши", - рассказывает Джоел.
"Я тогда обожала Картсу Хатакка. Он был такой большой и надменный", - смеётся Вилма.
"А ещё у Валтарей были нарисованы такие "w" на лбах", - замечает Антти.
"Блядь, у них был дурацкий вид. Это выступление было в клубе UMO Jazz", - констатирует Вилле.
"Ещё я помню дом молодёжи Кулоссари или Круникка. Там проходило мероприятие Youth against Drugs", - рассказывает Джоел. - "И мы играли с 69 Eyes, ещё когда их направлением был гаражный рок".
Donits выступали в Турку на Karen и на вечеринках Oranssi на Кабельном заводе. Однажды группа прошла своего рода кастинг.
"Вилма пела тогда впервые, у кого-то была температура, и всё было хуёво", вспоминает Вилле.
Donits Osmo Experience выступали и перед заграничным зверем. В 1992 они разогревали публику перед великими гранжа родом из Сиэттла - Mudhoney. От другого предложения пришлось отказаться. Тогдашний менеджер Rasmus Тея Котилайнен предложила за компанию сыграть перед Хельсинкским выступлением Primus.
"Это вообще было бы без понта. Почти весь наш репертуар состоял из Primus, к тому же на деле нас тогда уже не было", - говорит Вилма.
"Из Primus мы играли Tommy the Cat и John the Fisherman. И To Defy the Laws of Tradition, правда её не разу не удалось сыграть на концерте", - говорит Вилле.
"Иногда мы рассчитывали сыграть её в качестве анкора, но Вилма в последний момент говорила, что не потянет", - рассказывает Джоел.
Кроме Primus, Джона Зорна и индастриал-группы Godflesh примером группе служили Джа Уоббл и шведская группа Army of Lovers, чью песню Obsession Donits+Osmo Experience играли с полной самоотдачей.
"Я и это забыл! Помню, я встретил мужика, который написал эту песню. Я сказал ему, что это одна из лучших песен, но я не помню, чтобы сам играл её", - смеётся Антти.
"Мы исполняли её на концертах? Может, я бы и смогла её спеть, потому что мелодия такая простая", - спрашивает Вилма, но не получает ответа.
Несмотря на отставание Вилмы, Donits-Osmo Experience считали себя железной группой. По мнению Джоела, они были одними из лучших музыкантов до 18 лет.
"Мы были чертовски хороши с технической точки зрения, но бездушны", - ухмыляется Вилле.
"Но мы же не были музыкальными задротами", - возражает Джоел.
"Нет! Также как и самая задроченная группа в Огели, но там хотя бы был панк, который не был задротом", - говорит Антти.
Джоел не соглашается, но отходит от темы.
"Однажды мы так хорошо расположились на сцене, что в сценическое шоу вошло видео Фрэнка Гомбале, которое отражалось на фоне и перед которым мы выступали. Pelle Miljoona тоже там был. Мы временами были такими противными, просто пиздюки. Мы гордились тем, что играли очень сложную музыку", - продолжает Антти.
"Я тоже это помню. После того выступления я впервые нажрался", - говорит Вилле.
Несмотря на сознание своей уникальности, у Donits-Osmo Experience не было общих планов на будущее. Группа не задумывалась о создании пластинки, они всего лишь были поглощены игрой.
"Время пришло и взыграли гормоны. Мы бродили где-нибудь на вокзале Оулункюля и воспитывали финнов", - говорит Вилма с ухмылкой.
"Тея Котилайнен хотела стать нашим менеджером и вынести нас на новый уровень. А мы подумали: "Да ну его в пизду", - рассказывает Джоел.
"Тея была хорошим менеджером. Была ещё такая идея - сыграть в каком-нибудь поезде, идущем на фестиваль. Но мы и на это ответили, что идея - говно", - говорит Антти. - "Donits - это самая пофигистическая группа, в которой я когда-либо был, там вообще не было никаких планов. Это было время невинности, хорошее время. Поэтому всё было хорошо и без всякого стресса".
"У нас даже скандалистов не было, на случай если что-то пойдёт не так. Хуёво, но даже драк не происходило", - скрепляет всё Вилма.
Donits-Osmo Experience - это не был единственный проект музыкантов, но долгое время он оставался главным. Больше всего проектов было у Вилле Вало, который играл по крайней мере в пяти группах и часто замещал своих знакомых басистов и барабанщиков. Тогда появилась и группа HIM, которую Вилле возглавил, поняв, что связи с Donits-Osmo Experience уже не такие крепкие.
"Помню, было так горько, когда Джоел и Антти начали делать песни вдвоём. Я назло стал всё хуже играть на бас-гитаре. Антти был нашим Йоко-Оно", - рассказывает Вилле.
"Вилле не попал на какую-то важную промо-фотографию, может, это как раз было десятилетие Румбы", - вспоминает Джоел.
"Точно! Тогда было время проводных телефонов, и Вилле искали. Позвонили какому-то типу, мол, нет ли Вилле там поблизости. Так что на той фотографии был басист из другой группы, просто для полноты композиции", - рассказывает Антти.
В те времена стартовали и Ultra Bra - группа, позднее признанная голосом своего поколения. Пианист и композитор этой команды Керкко Коскинен встречался с Вилмой, брат Джоел пообещал ему участвовать в его проекте, который он, по крайней мере сначала, серьёзно не воспринимал.
"У всех участников Ultra Bra были проекты и поважнее. По крайней мере, в Donits всё было по крайней мере гораздо чище, чем в грёбаном UB", - говорит Джоел и ухмыляется.
"Помню, Donits были выступали в [баре] "Manala", а Вилма тогда встречалась с Керкко. Керкко был в костюме и нажратый в говно. Он так себя вел, что хотелось отодрать его за уши. Кто-то тогда предложил, чтобы мы с Джоелом взялись за работу над ним", - говорит Антти.
В изначальном составе Ultra Bra пела сначала и Вилма, которая после нескольких концертов отбилась от группы. Больше к музыке она не возвращалась.
"Я пошла в театральную академию, и там нас учили вокалу. Последнее ощущение было, что я не умею петь. Так оно и осталось", - говорит Вилма.
Из басиста Вилле стал впоследствии вокалистом, так как в HIM некому было петь. До тех пор Вилле пел тайком.
"Я прогуливал вечерние занятия в Кяпюля и оставался дома, и пел песни регги и Jane's Addiction. Сначала пение меня не забавляло, но потом роль вокалиста так и осталась за мной. На первых демо-записях HIM я пел и играл на клавишах, а Линде [нынешний гитарист HIM] - на гитаре и басу. Это было в 94 году".
Несмотря на свою ревность, Джоел вспоминает, что ему нравились тогдашние HIM.
"Это было, конечно, роскошно, помню, я орал "ура" от восторга на вашем первом выступлении в Тавастии. Ты курил сигареты одну за другой, и в руке у тебя была бутылка красного вина. Приходилось охуительно напрягаться".
На Антти HIM не произвели никакого впечатления. Он не помнит, чтобы как-либо на них отреагировал.
"Мы уже не записывали музыку, но жили с Вилле в одном квартале, и однажды при встрече на улице Вилле сказал, что у него и Миже и Линде - группа "His Infernal что-то там". С тех пор я видел Вилле только раз десять, наверно", - признаёт Антти.
"Так замечаешь, в каком бешеном ритме живут группы. Если не играешь с человеком в одной группе, то просто не успеваешь видеть его", - говорит Вилле.
Donits-Osmo встречались и после распада. Вало говорит, что был однажды на концерте Ultra Bra, хотя Вилма чаще видела Ultra Bra и Scandinavian Music Group. Антти и Джоел до сих пор играют вместе, а с пластинками HIM каждый знаком.
Вместе с тем, картины с участием Вилмы не знает никто, кроме её брата Джоела.
"Я играю в театре "КОМ", я училась и работала и озвучивала детей одновременно. Я играла в Лахти, Пори и Тампере. И, как Антти уже тут накукарекал, я дублировала детских персонажей в мультфильмах", - рассказывает Вилма.
"Я и моя жена благодарны тебе за свой утренний сон. Детские передачи идут по утрам каждые выходные, так что родители могут спать спокойно", - говорит Антти.
Джоел по-прежнему в курсе событий HIM из-за своих родственных связей.
"Я слушал последнюю пластинку HIM без слов вместе с Вилле в ресторане "Куурна". Его владелец, Антто, - мой двоюродный брат, и он поначалу играл в HIM. Вилле пел мне поверх гитарных риффов, и все песни кончались утихающей мелодией и словом "love". В середине слова, кажется, различались, а может быть, я начинал немного пьянеть".
"Скорее всего, и то и другое. Почти все слова были готовы", - отвечает Вилле.
От игры на басу Вилле окончательно не отказался, и он рассказывает, что как раз недавно покупал себе бас-гарнитуру. А вот на ударных он последнее время не играет.
"Я играл на ударных в Daniel Lioneye, но мы с Миже вылетели оттуда. Линде ничего не говорил об этом, просто начал запись с другими басистом и барабанщиком. Сейчас нет возможности играть на барабанах. Хороша ложка к обеду. Безработный ударник ищет работы, только если она кому-нибудь нужна", говорит Вилле.
Кроме SMG и игры в группе, Антти сосредоточился на работе в компании Universal music. И тут нет ничего удивительного.
"Я так много ел, что потолстел на шесть кило. И писал музыку к фильмам и тв-передачам, в том числе и к картинам Аули Мантилы".
Вилма до сих пор вспоминает передачу "K-70-tosi" ["Правда К-70"] прошлого года, в которой пенсионеры под руководством Антти и Тимо Раутиайнена пели финский рок. Отсюда тема переходит на предшествующую передачу "Moon-Tv:n Radalla" ["По дороге Moon-TV"], в которой Антти проводил эксперименты над алкоголем.
"Кто-то, кто работал с материалом для передачи, спросил, можно ли использовать видео, где я под шефе. Какого хрена, что мне было делать? Ну, конечно, я запретил. А вместе с тем пьянство стало вызывать у меня отторжение", - говорит Антти.
Джоел, кроме Scandinavian Music Group, занимался графическим оформлением альбомов, рисовал комиксы, писал музыку для других групп.
"В ближайшем прошлом я работал над обложками Йонны Тервомаа и Майи Вилккумаа, а до этого – Вуокко Ховата и Jippu. У меня официальный сезон испольнительниц-женщин".
Антти аккомпанировал Ирине Бьорклунд, Яните и Манне.
"Все женщины, которые хотят записать акустическую музыку, просят меня сыграть на барабане метёлочками, но я пока не умею ими играть".
DOE иногда собираются, но вряд ли они когда-либо воссоединятся.
"Было бы клёво пойти в студию, но вот насчёт тура я не уверен", - говорит Антти.
Вало не согласен и хочет в тур:
"А что плохого в туре?"
"Пришлось бы репетировать до жопопосинения", отвечает Антти.
"Мне, по крайней мере, хотелось бы услышать песни с EP Necroperversor, они забавные", - говорит Антти.
Вилме перспектива вновь запеть не улыбается.
"У меня всё так и должно остаться. Если у меня и была когда-нибудь группа, так это потому, что были вы. Лучше уже не придумаешь".
Джоел раскрывает, что однажды Donits-Osmo Experience хотели было воссоединиться.
"Однажды мы с Вилле по пьяни завели эту тему. Вилма как раз ждала первого ребёнка, и на следующий день план лопнул, потому что оказалось, что она, независимо от планов общества, заделалась беременной. А Вилму заменить нальзя", - говорит Джоел.
"Разве что взять на вокал шестилетнего мальчика", - предлагает Вилле.
"А что, её старший сын бы потянул, если она не пойдёт", - воодушевляется Джоел.
Когда чего-то очень сильно хочешь, это сбывается. В начале октября мужская часть DOE снова сыграла вместе. Под руководством Юкки Пуурулы Антти, Вилле и Джоел записали кавер на "Rock-n-Roll Highschool" Ramones в той же студии Мунккиниеми, в которой записывались ещё будучи Donits-Osmo Experience. Играет на гитаре и поёт музыкант и композитор Маркус Норденстренг, также вокалистами стали такие известные личности как Самули Путро из Zen Cafe и Янне Йоутсенниеми из Suburban Tribe и Stone.
Сингл на Ramones – протест против закрытия студии.
"15 лет назад мы хотели, чтобы наши записи были по возможности сложными, а сейчас делаем всё как можно проще. Запись и в ускоренном темпе прошла весело, и у Вилле снова в руках была бас-гитара", - говорит Джоел.
Работа с Юккой Пуурулой была точно как 10 лет назад.
"Музыканты во главе с ADHD выстроились вдоль стены, и Юкка, как и обычно, ходил со своими проводами по студии".
Может, Donits-Osmo вернутся скорее, чем все того ожидали?
"Кривая воссоединения, словами математики, приближается к оси, но, скорее всего, мы не вернёмся. Конечно, Donits-Osmo могут воскреснуть хоть завтра, почему бы и нет, но вряд ли это произойдёт", - говорит Джоел.
Перевод V.I.P, сканы любезно предоставлены denisecky, с Valo Daily.