Ville Valo: Screamworks - track by track interview
/31.10.2009/

Dying Song
Куплеты для этой песни были написаны где-то в 96-м. И мне понадобились годы... Да, а припев получился летом, буквально за 15 минут *если честно, мне откуда-то из ниоткуда показалось, что дописалась эта песня именно этим летом, - скорее всего, потому что он говорил о том, что начал ее в 96-м, а закончить нормально смог только много лет спустя. чтобы не вносить смуту, признаюсь - мне там слышится и this summer (этим летом), и the summer (просто летом - возможно, как раз 96-м летом). так что сами гадайте, когда она в итоге закончилась) - прим. Джосси*. Это как раз тот случай, когда удается собрать все воедино только спустя за много-много лет. Это, пожалуй, самая поэтичная песня - и она очень прямая, без прикрас и придумок. Она очень поэтичная, очень финская. "Мы тихонько подпеваем вечернему солнцу, пока не исчезнем. Маленькие смерти в песне смертей звучат как сама жизнь и любовь - к тебе, песня смертей". Это песня о том, как позитивные и негативные моменты в жизни сменяют друг друга в постоянном круговороте... Очень поэтичная песня. И еще она о том, что иногда нужно спускаться в самые глубокие уголки ада, чтобы потом можно было острее почувствовать сияние рая, - вместо того, чтобы каждый последующий день проживать точь-в-точь так, как только что был прожит предыдущий. Эта песня наполнена меланхолией - и именно за это я ее очень люблю.


Acoustic Funeral
Боже мой... Откуда название такое появилось, да? Ну, тот, кто хоть немного знаком с историей рок-н-ролла, наверняка знает о существовании песни Black Sabbath под названием Electric Funeral, - вот именно ей наша песня и посвящена. Правда, наша песня в данном случае не имеет ничего общего ни с их песней, ни с их творчеством в целом, но тем не менее... *извините, друзья, не справляюсь - этот полушепот невнятный просто невозможно разобрать... - прим. Джосси*. Это одна из самых необычных песен в альбоме, мы называем ее адской колыбельной. Она воздушная и неземная - но в то же время она пропитана гитарным звуком и прочей стандартной ХИМ-фигней. Лирика там... Не то чтобы размытая, но, скажем так, псевдопоэтичная. Пожалуй, это моя самая любимая песня в альбоме - возможно, именно благодаря тому, что она такая странная и необычная. "С бирками на пальцах мы кружимся в танце на акустических похоронах любви, попавшей в заточение *там явно что-то от морга, где мертвые тела лежат на столах, а на больших пальцах ног у них висят бирки... У меня, правда, есть более безобидный вариант перевода - во фраках мы кружимся в танце, но почему-то мне кажется, что речь там именно о бирках... - прим. Джосси*. Для тебя я сохраню свой последний вздох - и напишу для тебя песню, песню для акустических похорон". Это кусочек припева. И... Ну да, "мы танцуем с бирками на пальцах" - мне кажется, это звучит так мило, особенно в этой песне и в этой мелодии. Помни о смерти - вот, пожалуй, о чем эта песня. Помни о смерти, пока еще жив. И живи до конца. Отношения никогда не заканчиваются взрывом - они заканчиваются в тишине. Они заканчиваются мгновением абсолютной тишины - и никто из двоих не может больше найти ни единого слова. Потому что все уже сказано. Первый куплет такой... "Ты скучала по зиме, и она вернулась домой вместе с тобой - туда, где солнце поцелуем прикасается к таящему снегу на красных ступенях. Мы делаем все, лишь бы не признавать золотую середину - со всей жестокостью во имя красоты, лишь бы быть свободными". Ну как-то так, *смущается* достаточно поэтично опять. Как, знаете, стихотворение, написанное старшекласником. Или даже, возможно, кем-то помладше. Настоящая преждевременная эякуляция *простите, дорогие друзья, не я это сказала - прим. Джосси* - но в поэзии.

Heartkiller
Эта песня изначально называлась The Biblical Sense. Мы записали ее одной из самых последних, но отрывки-кусочки, из которых она в итоге сформировалась, появились еще давным-давно. Мы постоянно пытались над ними работать, но нам никак не удавалось собрать их воедино, - и только под названием Hertkiller им удалось обрести свою конечную форму. Возможно, эта песня станет одним из наших первых синглов с этого альбома. Ну да, это такая песня... Знаете, о том, что иногда стоит забыть о стремлении к одиночеству и попытаться как-то изменить свою жизнь. Попытаться перестать бояться пробовать что-то новое - даже то, что может тебя ранить. Просто, выходя на яркое солнце, лучше захватить с собой темные очки. Ведь это же так прекрасно - вновь оживать и просыпаться ото сна, благодаря появившейся в твоей жизни любви. Какой там припев у нас? "Под сияющей луной грянут искры, нищий бродяга воскреснет, убивая собственного создателя, - детка, я стану смертью для убийцы наших сердец. Мы погибнем вместе в скудном сиянии тонкого света". Скудный свет в данном случае - это луна, то есть фактически мы поднимаемся еще выше, еще выше луны. Таким образом я играю с песней Элвиса Let me be your teddy-bear и пытаюсь максимально ее усложнить - как всегда, впрочем. Ну у меня получилось - по крайней мере, я всегда пою эту песню с улыбкой. Меня самого это всегда удивляет и даже смешит, но я постоянно пытаюсь все усложнить - я просто не отваживаюсь высказаться прямо, и вместо того, чтобы сказать все начистоту, я вновь и вновь прячу самые простые слова за сложными обротами и картинками. Эта песня полна надежды - так же, впрочем, как и весь альбома. Этим он и отличается от предыдущего - тот альбом был мрачным и гнетущим. Тогда я был уверен в том, что надежда ушла навсегда, - но каково было мое удивление, когда я внезапно осознал, что, возможно, шанс все-таки еще остался.

In the Arms of Rain
Мне кажется, очень многие помнят, что такое летний дождь. Знаете, теплый летний дождь, под которым можно танцевать, - и вдруг внезапно раздается грохот, и молния пронзает небо... Когда я писал музыку к этой песне, я совершенно внезапно вспомнил, как мы с младшим братом бегали как-то под таким дождем, - и это одно из тех немногих, но очень четких и ярких моих воспоминаний о детстве. Именно поэтому мне захотелось написать о том, что именно в объятиях дождя мы по-настоящему свободны. Для меня это скорее о том, что несмотря на все то, что мы сделали когда-то, несмотря на то, во что мы верим и чего хотим, в объятиях дождя мы все-таки свободны - мы все, независимо ни от чего. Это мои вот такие романтические воспоминания о детстве... Знаете, какое-то огромное чувство, которое случается очень редко. Так что это вовсе не любовная песня. Точнее, это песня о любви к дождю, к брату... Но явно не о той любви, к которой мы все привыкли. Там в куплете звучит акустическая гитара, за которую я вообще-то был очень горд, - она казалась мне очень похожей на Led Zeppelin. И вот когда Нил Абрахам микшировал альбом, он сказал, что именно в этой гитаре очень четко звучит Бон Джови. Столько, по его словам, пламени и сияния было в этой гитаре, - надеюсь, в хорошем смысле *улыбается*. Я смеялся просто до слез - ага, в этой песне открылся, видимо, какой-то астральный канал, по которому Бон Джови прокрался в мою музыку. Бон Джови и дождь - неплохо... Да и вообще, очень многие классические рок-песни были написаны именно о дожде - Rain группы Cult, November rain... Не все, конечно, но очень многие песни о дожде получились очень красивыми. И, кстати, когда я писал эту песню, дождя на улице не было... Не знаю, просто внезапно нахлынуло это чувство, да и воспоминание такое яркое... Я очень люблю брата, мы прекрасно общаемся и мы всегда на связи - но как-то неожиданно я как будто вернулся в тот день, и стало ясно, что песня в итоге получится именно об этом. Еще, наверное, о том, как мы росли с ним вместе - у нас 7 лет разницы в возрасте, - о том, какие решения мы принимали, какими разными мы с ним становились и какие разные жизни выбирали... И о том, как много общего у нас с ним в итоге. Мой брат - отличный музыкант, мы в последнее время очень часто с ним виделись, потому что я гораздо больше времени стал проводить дома, особенно когда писал этот альбом. Наверное, поэтому песня и получилась именно такой - ведь это одно из самых лучших моих воспоминаний о детстве.

In Venere Veritas
Сейчас мы думаем, не сделать ли эту песню первой в альбоме. Она начинается здорово - там сначала просто вокал *напевает* let's fall apart together - и потом группа вступает. Да и строчка хорошая, с нее неплохо начать альбом - "давай разрушать себя вместе", вместо того, чтобы разрушать себя в самостоятельно, например, или в одиночестве. Мне однажды сказали, что я разрушаюсь... Ну, не я лично разрушаюсь - а она сказала, что она разрушается. И я ответил, что можно разрушаться вместе. Мне кажется, это мило... Хотя другие люди вряд ли так думают. В процессе записи я повсюду пытался найти, знаете... Такой старый-старый магнитофон... Тогда туда можно было записать буквально всего одну секунду звука - а потом слушать ее в разных вариантах. Это было первое звукозаписывающее устройство, которое можно было себе позволить купить домой. И в итоге я нашел этот магнитофон - он стоил долларов 30, - и настоял, чтобы он использовался в записи этой песни. И это действительно произошло - и я был счастлив, что это сумасшествие вошло в наш альбом. Еще мы должны были использовать челесту - это такой клавишный инструмент. И я даже ее нашел... Но в итоге мы решили, что челеста в музкальном приложении на айфоне звучит гораздо лучше, - да и стоит это приложение не 2000 долларов, как настоящая челеста стоила, а всего полтора бакса. Так что современные технологии выиграли.

Like St.Valentine
Есть у нас еще песня под названием "Святой Валентин". Там, знаете, вот так поется: "Любовь - единственная битва, ради победы в которой стоит погибнуть; вознеси меня к небесам, чтобы сбросить на землю, я весь твой - по крайней мере, сейчас". По-моему, здорово. В этой песне гитара звучит в той же линии, что и вокал, - немного в стиле Джимми Хендрикса. Это не было продумано - мы решили так сделать прямо там, в студии. Это здорово, когда так получается, - когда песни дописываются в последний момент, и когда в последний момент удается придумать какой-нибудь интересный музыкальный ход. Обожаю, когда так происходит, - это создает особое настроение, да и процесс записи из продуманного и заранее спланированного набора отрепетированных звуков превращается в настоящий креатив. У меня в голове крутилась эта дурацкая строчка - эй, детка, давай я буду твоим Валентином. Мне просто хотелось иметь такую возможность - сказать именно так, давай я буду твоим Валентином. Бред полный - но песня при этом очень быстрая и роковая. Именно с нее мы начали, когда только-только пришли в студию записываться, да она так и звучит, по-панковски. В ней очень много энергии. У нас получился настоящий звуковой дневник, по которому можно восстановить все события, которые со мной происходили: слушаешь вот эту песню и эти слова, потом переходишь к следующей песне, потом дальше, - и все становится понятным. Ну, более или менее. С этой песни все началось, она была о том, что хватит с меня отношений, - и я прямо и четко об этом заявил. А потом раз - и я просыпаюсь на следующее утро с абсолютно противоположными чувствами... Но... Да, этот трек получился агрессивным - пожалуй, самым агрессивным на всем альбоме. И самым беззаботным.

Love the Hardest Way
Эта песня была написана одной из самых последних - вместе с Dying Song и Heartkiller, кстати. Я очень ее люблю - в ней звучит ностальгия, ведь она так похожа на песни с альбома Razorblade Romance. Она очень простая, в стиле Билли Айдола и 80-х. А припеве звучит имя Бодлера. Надеюсь, поклонникам понравится эта песня и у нас появится возможность исполнять ее вживую чаще - и тогда я буду стоять на сцене и слышать, как толпа поет строчку "Бодлер в символах Брайля" *система Брайля - особая система чтения и письма для слепых - прим. Джосси*; вот это доставит мне истинное удовольствие. Многого я не прошу, как видите. *улыбается* Песня эта о том, насколько нелогичными иногда бывают отношения. Знаете, если кто-то очень тебе дорог, но отношения по тем или иным причинам заходят в тупик и приносят только боль, иногда лучше найти в себе силы и отпустить. И кто знает - если того захочет судьба, ты сможешь встретиться с этим человеком снова. Пары поцелуев недостаточно для того, чтобы построить отношения... Если ты музыкант, постоянно находящийся в турах, приходится мириться также со множеством логических проблем *улыбается*. Любовь в данном случае очень усложняется.

Ode to Solitude
Это была моя... Хм... В припеве есть такая строчка: "Выпьем же за боль и за свет - за свет поезда, несущегося прямо на нас". Это моя интерпретация света в конце туннеля - иногда этот свет может быть поездом, который на всех парах несется прямо на тебя. Это своего рода посвящение темным сторонам отношений - ведь вся боль по сути случается только тогда, когда ты сам этого хочешь, даже подсознательно. Так что осторожнее - иногда желания действительно сбываются. Вообще многие слова и названия песен в этом альбоме построены на отрицании. Например, "Ода закованному одиночеству". Если ты считаешь одиночество своим другом, но находишь в себе силы заковать его в цепи и проститься с ним, это же тоже будет жестокостью. *я прошу прощения, друзья, но логику здесь я не проследила, поэтому оставила буквально - прим. Джосси*. Об этом и весь альбом - о том, чего так хотел Франкенштейн: попытаться уйти от одиночества, раскрыть двери перед миром вокруг и воскресить самого себя.

Shatter me with Hope
Эту песню мы очень долго приводили в порядок - она очень сложная, но так как мы с ребятами играем вместе уже очень давно, нам удалось собрать ее воедино достаточно быстро. Изначально эта песня была неплохой - мы же сделали ее по-настоящему хорошей, и все благодаря каким-то небольшим изменениям, которые в итоге привели к совершенно другому звучанию. Иногда ты можешь долго раздумывать над чем-то глобальным - но иногда именно такие вот маленькие детали могут оказаться гораздо более важными. Когда мы записываем песню, я чаще всего до последнего держусь за ее общее настроение, но при этом мы постоянное вносим в нее небольшие изменения, которые в итоге делают выбранное настроение еще более глубоким. И эти изменения я предпочитаю вносить тут же, как только они появляются в виде идей, потому что это позволяет добавить звучанию настоящего волшебства - волшебства мгновений. Так что мы стараемся совместить глобальные раздумья с молниеносными решениями - и очень здорово, когда так происходит само собой, что обычно и случается. Песня наполнена достаточно странными строчками - например, "открой 43-ю страницу, и ты поймешь, что я чувствую". Не хотелось бы это обсуждать - по крайней мере, пока не сейчас. Потому что я хочу узнать, найдется ли в мире тот человек, который догадается, о чем идет речь, - что это за страница и в какой книге или в каком журнале. Это очень личный момент - но не болезненно личный, а скорее личная шутка. "Ты кричала о любви - так иди же ко мне, мы сыграем в игру. Ты будешь Кассандрой под Дамокловым мечом. Мы вспомним мудрость Соломона и рассечем ребенка пополам". Классные строчки, особенно про ребенка. Возможно, кто-то и знает историю о Соломоне и двух матерях, пытающихся поделить ребенка. *одна из легенд о царе Соломоне: в ночи мамаша раздавила своего ребенка и отправилась к соседке, у которой забрала ее собственного живого младенца, подложив вместо него своего мертвого. И на суде Соломон предложил разрезать ребенка пополам и разделить его между женщинами. Одна из них ответила, что пусть режут, и тогда он не достанется ни одной из них. Вторая же вскричала, что пусть лучше младенца отдадут сопернице, лишь бы он остался жить. В результате Соломон признал во второй женщине мать, и ребенка отдали именно ей; - прим. Джосси*. Я попытался перенести эту историю в отношения. Так что да, песня получилась достаточно Библейской.

The Foreboding Sense of Impending Happiness
*иронично и мечтательно* Тревожное предчувствие надвигающегося счастья... Дурацкое название, конечно, но мне нравится. Чрезвычайно экспериментальная песня. Дело в том, что одним прекрасным утром Линде проснулся с опухшей рукой, и мы отвели его к доктору. На приеме доктор поинтересовался: "Линде, а не вкалывал ли ты себе, случайно, бодибилдерские уколы?" На что Линде ответил: "Вы на меня взгляните сначала - я что, похож на бодибилдера?". В общем, ему выписали антибиотики, он начал лечиться - и три-четыре дня не мог записываться, так что у нас появилось немного свободного времени. Эта песня изначально была очень-очень акустической, простое домашнее демо. И мы начали экспериментировать с ней, добавляя самые-самые банальные истории 80-х, в стиле, например, Take my breath away от Berlin. Нам хотелось закончить альбом именно в таком духе - и хватило буквально половины дня, чтобы полностью изменить эту песню, добавить в нее ритмических переплетений, отражений и гитар в стиле U2... Очень экспериментальный трек получился, но нам он нравится. Отличное окончание для альбома - особенно если учесть, что в этой песне, пожалуй, звучит больше всего надежды. "Я парю в мечтах, легонько раскачиваясь на теплом осеннем ветру. Взгляни на мое сердце, усеянное затянувшимися шрамами". И второй куплет: "Далеко за пределами реальности, я аккуратно ступаю по твоему волоску, в плену раздумий и действий". *внимательно смотрит и выжидает*. Ну да, в стиле Феллини... Эта песня о крошечных деталях, превращающихся в целый мир, необычный и полный сюрреализма... Для меня эта песня абсолютно иная. Она понравилась Миге, и мы решили внести ее в альбом в качестве какой-нибудь интерлюдии, но когда Мэтт за нее взялся, мы решили поработать над ней под совершенно другим углом - включить креатив на полную, добавить электроники... Мы все получили огромное удовольствие в процессе ее создания - ну а Линде тем временем отлеживался дома с трехразмерной рукой. В итоге мы просто отпустили эту псеню, дали ей и самим себе полную свободу - и в итоге получился трек, который отлично подошел для завершения альбома. Возможно, эта песня станет самой ненавистной во всем альбоме. Но у нас - у тех, кто вырос в 80-е, - именно от этой песни будут бегать мурашки по коже. Ведь этот трек - воплощение 80-х, он наполнен странными звуками и мелодями. *дальше какой-то кусок о том, что у Дона Джонсона что-то там называется Элвисом - Вало только что вспомнил этот факт. О чем речь - вообще не могу разобрать, уж извините; - прим. Джосси*.

Scared to Death
Я надеюсь, что эта песня станет первым синглом с альбома. Это самая прямолинейная и попсовая песня, которую мы когда-либо записывали. Сейчас для меня сказать "я люблю тебя" ничуть не страшнее, чем раньше, - весь страх заключается в том, чтобы полюбить. Одной этой фразой можно описать весь альбом - это попытки вернуться к жизни и обрести надежду. Я вообще достаточно угрюмый человек, поэтому надежда и прочие подобные чувства меня посещают достаточно редко, но все-таки и у меня порой случаются проблески счатья, - и именно они заставляют меня писать такие песни. Моя любимая строчка оттуда - "Позволь мне познать твою душу и библейскую чувственность". И мне нравится тот факт, что библейский смысл здесь расценивается как "я хочу переспать с тобой", но в то же самое время и "я хочу высоких чувств и душевных познаний". Необычный и интересный заход, как мне кажется. Одно из первоначальных названий для альбома происходит как раз из этой песни, из второго куплета: "Я привлекаю твое внимание и пытаюсь расположить тебя к себе - так, как это делают только в аду. Мое мертвое черное сердце принадлежит лишь тебе". Именно так я и хотел сначала назвать альбом - "Заходы из самого ада". *Здесь, друзья, имеется в виду следующее - когда мальчик подкатывает к девочке, он пытается привлечь ее внимание какими-то фразочками и заходиками, пытается настроить ее на нужную волну и расположить к себе - и вот это все вместе называется pick-up line. Альбом должен был называться Pick-up line frоm Hell - то есть, в буквальном переводе, Вступительные фразы из ада. Адский подкат, короче говоря :) - прим. Джосси*. Но потом я решил, что получается слишком уж шутливо и несерьезно, ну прямо как в мультиках. Но, в общем-то, альбом как раз об этом. В песне звучат альтернативные гитары конца 80-х... Не знаю, наверное, это такое вот прямолинейное послание, составление и отправка которого обычно даются очень нелегко. Это только кажется, что простые вещи просто донести - на самом же деле, гораздо проще завуалировать их и преподнести в усложненном и запутанном виде. Эта песня претерпела наибольшее количество изменений с момента своего появления. Я очень долго работал над ней - и над мелодией для припева, и над настроением... Изначально она была гораздо тяжелее, странее и звучало гораздо более зловеще... И вообще казалось, что она вернулась с какого-то самого первого нашего альбома. А потом мы... Мэтт, кстати, сказал отличную вещь: он сказал, что песня эта звучит в точности как песня поп-группы, которая боится признаться в своей попсовости. И что, вроде бы как, эти зловещие настроения были добавлены как будто специально, чтобы спрятать попсу. И я подумал - а что, давайте и правда уберем все эти готические заходы и оставим ее такой, какая она есть на самом деле. Она, конечно, так и осталась немного странноватой, но стала гораздо более прямолинейной и честной. И даже стала похожа на какие-то вещиот Foo Fighters.

Disarm me
"Обезоружь меня свои одиночеством" - вот так звучит полное название. Эта песня тоже довольно старая, я написал ее давным-давно... Это, пожалуй, наша первая попытка записать классическую рок-балладу *улыбается*. Она масштабная, достаточно медленная - под нее даже можно вальсировать... Одна из любимых моих песен. Демо к ней мы записывали еще в 2003-м, с Хиили - нашим бывшим продюсером, с которым записали несколько прошлых альбомов. Мы пробовали ее для альбома Dark Light, но не случилось... Когда мы Дарк Лайт то записывали - в 2005-м где-то? Да, много времени прошло для этой песни. И много времени понадобилось группе, чтобы ее оценить, - но в итоге, как мне кажется, мы с ней отлично справились. Это наша собственная November Rain песня от Guns'n'Roses, наша собственная баллада, - правда, она не 7 минут длится, но тем не менее. *дальше идет рассуждение о том, что Линде когда-нибудь будет играть гитарное соло для этой песни на вершине горы... И еще о чем-то, но я явно не в теме, поэтому не понимаю даже, о чем он вообще :) - прим. Джосси*. Это одна из тех песен, которые заставляют меня улыбаться, - потому что она родилась и выросла буквально у меня на глазах. Она даже и не менялась с течением времени - слова в тей остались теми же самыми, но просто почему-то раньше она не казалась нам подходящей. Возможно, теперь я просто повзрослел и стал мужчиной - и смог, наконец, справиться с подобным настроением. Вообще мне кажется, что все песни у нас ходят по кругу и на пути претерпевают изменения... Припев там такой: "Обезоружь меня свои одиночеством - так, как это случалось уже не раз. Скажи, что больше не любишь всем сердцем, как любила когда-то, - и этим обманом уничтожь внутри меня пустоту". Вот в такие игры играют девушки - по крайней мере, со мной они частенько играли именно в такие игры. Они дразнят вот так - и дают обманную надежду, пусть даже самую крошечную, на то, что удастся все изменить. И в самую последнюю секунду они выбивают почву у тебя из-под ног - и ты с треском хлопаешься прямо на заднюю точку, а потом в недоумении сидишь и пытаешься понять, как же теперь подняться. Об этом и песня. Мне в жизни выпала честь разделить некоторое время своего существование с прекрасными и очень яркими личностями противоположного пола. И знаете, это еще и неплохо вознаградилось - по крайней мере, именно благодаря им я и зарабатываю себе на жизнь, я же пишу про них песни *смеется*. Но, честно говоря, песни получаются вовсе не такими прямолинейными, какими кажутся, - например, та же Disarm me. Она не о каком-то конкретном времени или каких-то конкретных отношениях - она, скорее, о том чувстве, которое ты испытываешь в таких отношениях. Знаете, вот медведь точно так же просыпается от спячки в первых лучах весеннего солнца - и понимает, что мир вокруг совсем не изменился... И тогда у него остается единственное желание - забраться бы назад в свою берлогу и вернуться к спячке. И, может быть, попытаться понять, как же теперь воскресить этот заледеневший мир.

Транскрипт - Jossi

Back to Russian Heartagram main page