Журнал “FUZZ” #09, 2000
Хризантемы сигарет
Можете навскидку припомнить хотя бы 6 финских ансамблей? А 666? Впрочем, сколь бы куцым или раздутым ни был ваш перечень, в нём гарантированно обнаружится ЕГО АДСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, ставшее за последние пару лет крупнейшей статьей муз. Экспорта страны Суоми, считает NINON.
Окутанный никотиновым туманом предводитель HIM – по паспорту Вилле Вало – одно из единичных космических тел, чей вынос на обложки дисков оправдан. Просто ему повезло уродиться смазливым. А своё личное + публичное счастье он ковал постфактум. “Рай – это когда осуществляется нечто по-настоящему желанное. С кем-то перепихнёшься, выудишь рыбу или запишешь пластинку… Мелкие мечты сбываются всё время. Однако абсолютного блаженства в том желе нет. Нет момента, когда можешь сказать себе: “Я получил всё!” Но в этом-то и заключена его прелесть”, - порочно улыбается сердцеед Финляндии. Это теперь ему по средствам любые фривольности. Тогда как на заре 90-х едва-едва половозрелый Вилле постигал азы совращения в секс-шопе своего папаши и мог только фантазировать о статусе эрегированных поп/рок гигантов вроде Билли Айдола, BON JOVI, DEPECHE MODE, самих KISS или BLACK SABBATH. Но в итоге именно он – бывший скромник, обделённый (о, ужас!) вниманием одноклассниц, возглавил крестовый поход под знаменем “Love Metal”. И с финской основательностью давал направо и на лево своим бессчётным музам. Тривиальная предыстория честолюбивого мелодраматурга. С той лишь разницей, что прежде экс-провинция Российской Империи не снабжала глобальный рынок “кумирами молодёжи”.
То ли секс-шоповый ассортимент повлиял на него тлетворно, то ли природная амбициозность (и, как следствие – вечная неудовлетворенность), но в своих дерзаниях он держит равнение на некро-романтику а la TYPE O’NEGATIVE, подёрнутую сатанизмом и готическим макияжем. В 95-м, в Хельсинки, где он и вырос, Вало (чаще окликаемый по фамилии, которая переводится как “Светлый”, словно в противовес избранному им амплуа) пожаловал себе титул HIS INFERNAL MAJESTY – ЕГО АДСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и обзавелся свитой инструменталистов/весьма пассивных соавторов. Неразговорчивый, флегматичный, сивый гитареро Микко “Линти” Линдстрём и, наоборот, вороной, ретивый басстер – тоже Микко “Амур” или (запасной вариант) “Мит Лоаф” Паананен и поныне с ним. Должности электронщика и перкуссиониста на первых порах занимали Антто Рантала и Пятктя Меласниеми. Для разгона квинтет массированно выступал по столичным и окрестным питейно-увеселительным заведениям, сделавшись завсегдатаями готик-вампирского клуба “Roadhouse”. К 96-му году вызрел материал для четырехпесенного EP “666 Ways Of Love: Prologue”. В том числе и дубликат коронного номера недобоксёра Криса Айзека “Wicked Game”, выпущенный в октябре того же года отдельным синглом. Следующие 12 месяцев его крайне агрессивно транслировало финское радио, невзирая на яростное исполнение. Причём начинающих суперстаров вновь сработал. Ведь закалка сопливых баллад- нива благодатнейшая. Электрогитарня резня придаёт им экспансию, изначально в них отсутствующую. Кроме того, истощенный, тяжело курящий лидер HIM наделён действительно чувственным голосом… пусть даже он иногда переигрывает. Вдобавок его контрастная, не слишком типичная для гражданина Суоми наружность (обусловленная венгерскими генами по линии матери) примагничивала самок. С виду фригидные скандинавские школьницы бились (и бьются), в экстазе пылая, на ЕГО концертах…
Запись дебютного лонгплея проистекала в хельсинских студиях “MD”, “Finnvox”, “Peacemakers” под присмотром известного на всю (!) южную Финляндию продюсера Хиили “Угля” Хиилсемаа (режиссировавшего звук AMORPHIS, APOCALYPTICA, JIMSONWEED, HANOI ROCKS и менее раскрученных банд). Диск, окрещенный громоздко, но красноречиво “Greatest Love Songs, Vol.666” реализовали посредством “BMG” в ноябре 1997-го, вслед сигнальным миньоном “When Love And Death Embrace”. Обёртка гипнотически приковывает к себе взгляд. На ней Вало запечатлён в позе одного из библейских мазохистов – Св. Себастьяна. Только лицо его при этом не выражает абсолютно никаких эмоций. Чего не скажешь о содержимом альбома: 9 душещипательных погребальных серенад (не без “Wicked Game”, естественно), обогащённых взрывными гитарами и сладострастным вокалом Адского Величества свели с ума самую слабую половину слабой половины его соплеменников. “Все мои песни о женщинах и о реальных взаимоотношениях. В них нет фальши. Я никогда не увлекался строительством воздушных замков. Так что для меня тексты - персональная терапия, и на ней я не экономлю!” - пояснил зеленоглазый искуситель из дымовой завесы. Однако мало кто заострил внимание на другом воскрешённом им антиквариате. “Don’t Fear The Reaper” – единственный хит нью-йоркских мракобесов BLUE OYSTER CULT, прорвавшийся в интернациональной Top-20 (оригинально он появился на их LP “Agents Of Fortune”’76). Локальные гастроли вокруг релиза усугубились. Вплоть до того, что 24.10.97. HIM отмолотили первое отделение шоу PRODIGY в Хельсинки. После этого они, как ни в чём не бывало, продолжили сольно концертировать в своём заснеженном отечестве. Не пропустив, наверное, ни одного хутора. И периодически совершая набеги на близлежащие королевства.
Но ещё год HIS INFERNAL MALESTY оставался сугубо скандинавским лакомством, поскольку опытные образцы “666-го Тома Величайших Песен О Любви” распространялись и промоутировались в границах Северной Европы. Хозяева “BMG” резонно решил апробировать этот специфический товар в его же среде. Ведь в мире о Финляндии по-прежнему бытует представление примерно такое же, как и о РФ: жидко заселенная, утыканная ёлками территория, на улицах городов пасутся лоси и белые медведи, а где-то в районе Лапландии расквартирован бутафорский Санта Клаус. Её музыкальные позиции до недавнего времени были незыблемы в своей периферийности.
02.02.98 в продажу поступил сингл “Your Sweet 666”. Гастрольная деятельность на европейский юго-запад ширилась, и весну-лето HIM провели в фестивальной круговерти. Особо усердно утюжили земли Германии, где им довелось выступить, в частности, на готическом празднестве в г. Гильсенкирхен под созвездием SISTERS OF MERCY и ATROCITY. Между тем на телеканалы просочился видео ролик (нужно ли уточнять какой?), демонстрирующей экстерьер Величества во всех ракурсах. Без тени ретуши его неожиданно неэстетичной верхней челюсти. Кстати, за эту самою брешь в передних зубах коллеги прозвали Вилле “Коровой” (никто не без из изъяна?). Пока дополнительные тиражи “Greatest Love Songs” и “Wicked Game”, прессу обагрили рекламные модули с видом на торс Вало и лозунгом: “Гордость “Supersonic” (подразделение “G.U.N. Records”/подразделение “BMG”). Апофеозом артподготовки стал широкомасштабный выпуск в сентябре ’98 HIM’ического первенца и фактически триумф группы.
Концертная деятельность шла по нарастающей. Голубые экраны оккупировал клип на “When Love And Death Embrace”. Осколки девичьих (а за частую и мальчишечьих) сердец захрустели под ЕГО ногами по всему континенту. К тому времени квинтет претерпел кадровые изменения: вакансии клавишника с барабанщиком заполнили, соответственно, Юсси Салминен по кличке “Султан” и необъятный Микко Карппинен, ранее метавший громы и молнии в отряде KYYRIA. Весной ’99 Вилле “Свет” Вало, неразлучный с бутылью кровавого вина, сигаретой и лихими сообщниками, вновь двинулись в Германию пожинать посеянные год назад плоды. Уже на правах хедлайнера и при поддержке родственного немецкого проекта CENTURY. Тысячи экзальтированных + декольтированных фрау встревали их в каждом клубе и фигурально гибли за “любовный металл” и своего, уже начавшего покрываться вензелями татуировок демона. Обливаясь слезами, потом и прочими жидкостями под жесткий аккомпанемент “Love Songs”; в том числе куртуазного кавера “Rebel Yell” отставного суперстара Билли Айдола. Адские котировки его более пригожего северно-ледовитого наследника явно прибавили в весе. Хотя сам он не только не поправился, но как будто исхудал до придела. А воротилы шоу-бизнса обрели очередного великомученика для приманки сердобольных потребительниц.
2-й “блин” писали уже в “Rockfield Studious”, что в Уэльсе – вотчине таких платиновых трудов, как эпонимный дебют BLACK SABBATH(70), “Bohemian Rhapsody” QUEEN(75), “(What’s The Story) Morning Glory” OASIS(95). Продюсирование осуществлял драгоценный профи Джон Фрайер, до того упражнявшийся на DEPECHE MODE, NIN, WHITE ZOMBIE. В результате диск вышел менее нахрапистым по настроению, кристально-точёным по звуку и опять таки иконообразным по оформлению. Однако вождь HIM уверяет, что они намеривались “привнести в него зловещие ноты” и выдержать в духе боевика “Death Is In Love With Us”: “Сначала мы думали разместить его на альбоме первым. Он быстрый, короткий и подходящий для старта, но не мрачный. Его смысл: “Baby, не наша вина в том, что мы симпатичны старухе с косой. Если ей по нраву чёрные губы и волосы, это отнюдь не означает, что нам – кранты”. Это готический гимн”. По завершении записи Вало вооружился ножницами и собственноручно обкромсал свои кудри до их теперешнего состояния. Этим ритуалом он отметил выход на новый виток эволюции и окончательно подогнал свой имидж под шаблон Джима Моррисона. Параллельно был доведён до ума прежде патологически наивный логотип команды. Его переплавили в гибрид сердечка и пентаграммы.
О втором пришествии HIS INFERNAL MALESTY возвестил миньон “Join Me (In Death)”, со временем запиленный в труху даже отечественными радиостанциями.29.11.99 им в экстренном порядке были затарены муз. Магазины Финляндии и ФРГ – стран, где квинтет стабильно срывает наибольше количество аплодисментов (+ нижнего женского белья?). Интерес к релизу подогрело присутствие томной “Join Me” в саундтреке “13 –го Этажа” - германского ответа “Матрице” Роланда Эмериха (чьих рук “День независимости” и “Годзилла”). Новогодним сюрпризом HIM стало покорение синглом финско-немецких хит-парадных пиков и выдача ему “золотого” сертификата. Хотя господин Корова по своему жеманному обыкновению отнес его к провальным номерам пластинки “Razorblade Romance”. Сама она продаётся с 24-го января. На сей раз публике предложено 11 эпизодов отчаянной лирики; 11 глав бритвенного романа со смертью. А для сверх фанатичных особей – 13. К услугам таковых диджипэк с двумя бонусами (“Sigillum Diaboli” и “The 9th Circle”), записанными раньше основной программы и спродюсированными стариной “Углём” Хиилесмаа. В их видеоколлекции так же прибавилось детищ: “Join Me”(в 2-х вариантах), “Right Here In My Arms”, “Poison Girl”. Увы, располагая ярчайшем тело материалом, парни не отличаются изобретательностью по части клипов. И эксплуатируют избитые декорации обледенелой преисподней или зеркального танцпола с еле шевелящемся фронтменом в центре… Занятно, что ещё одна вещь с диска угодила на кинопленку: “Razorblade Kiss” звучит в финской ленте “Lovottomat”.
Вот уже несколько месяцев Вало с компаньонами нон-стопом экспонирует свои татуированные мощи по всей Европе; задыхаясь о нежности (или табачного угара?), голосит колюще-режущие романсы; непременно материализуется на всех рок-фестивалях от Литвы до Португалии; щедро одаривает верноподданных воздушными (и не только) лобзаниями, сотнями вербует новых обожателей… Он всерьёз и навсегда грозится вывести из аутсайдеров шоу-индустрии. Вопреки скепсису единиц и на зависть всем остальным.
Статья любезно предоставлена Русановой Настей (Navka)