HIM - янь и инь нового рока
По матери вы - венгр. Говорят, в ваших жилах течет кровь графа Дракулы?
Вилле
Вало (в дальнейшем ВВ): Граф Дракула был румыном, а румыны живут в Румынии,
это не совсем Венгрия, точнее - совсем не Венгрия. Но даже если бы я был румыном
и потомком знаменитого вампира, мне было бы все равно. Мой менеджер - вот он
точно родственник Дракулы: так сосать кровушку и тянуть жилы дано не всем!
Это правда, что одно время вы работали в секс-шопе, который держал ваш отец?
ВВ:
Правда. Мне было тринадцать лет, и я помогал отцу в его лавке. Работа как работа,
все равно что продавать бананы или музыку - музыка для ушей, бананы для желудка,
товары нашей лавки... Мы же взрослые люди!
Но вы решили стать музыкантом...
ВВ: Я решил заниматься музыкой задолго до того, как стал работать у отца, лет
в 7-8. Когда мне исполнилось девятнадцать, надо было выбирать между работой
и учебой, - друзья решили собрать рок-группу, мне предложили стать певцом, и
выбор был сделан.
Вы называете свою музыку "лирическим "металлом" - нельзя ли
немного подробнее?
ВВ: Просто это своеобразная смесь очень тяжелых аккордов с очень нежными гармониями
- можно подобрать для нее любое другое название, смысл не изменится. Мелодрама
с оттенком истерики - вот это и есть смысл. Как в хорошо закрученной "мыльной
опере", которую поставил
приличный режиссер: убийство персонажа не ради убийства и во имя сюжета, жестокость
не ради жестокости, а как способ раскрытия характера героев.
Некоторые считают, что творчество HIM предназначено исключительно для юных
дам, вы согласны?
ВВ: Я был бы слишком глуп и недальновиден, если бы искусственно ограничил нашу
аудиторию только этим слоем слушателей. Нет, конечно, HIM играют для всех, если
девушкам особенно нравится наша музыка, что ж, неплохо. Но, поверьте, серьезные
мужчины лет пятнадцати-двадцати тоже получают удовольствие на наших концертах.
В конце концов, сюжеты песен HIM
интересны многим.
Любовь - раз это "лирический "металл", - один из ваших, как
вы выражаетесь, сюжетов. Логотип HIM - гибрид пентаграммы и сердца, так сказать,
атрибут магии и Амура, - это часть имиджа или образ жизни и мысли?
ВВ: Песни про сияющее солнышко и щебечущих птичек - скучные песни. Пусть даже
это песни с гениальными мелодиями. Честолюбивый исполнитель обязан найти свой
собственный язык общения со слушателем - речь и образы "битлов" были
гениальны, но это были их речь и образы. Пользоваться ими сегодня, - во-первых,
плагиат, во-вторых, стыдно: неужели мы так тупы и бездарны, что не можем изъясняться
собственными словами?! Я попробовал, публика мой язык поняла и приняла. Что
же касается логотипа, как я уже определил наш стиль, это тяжесть и легкость,
сложность и доступность - идеальная комбинация, как китайские ян и инь, никакой
мистики, это
просто природа. Попытка совмещения противоположностей.
Темная сторона любви, верно? Ромео и Джульетта XXI века?
ВВ: Неверно. У любви нет изнанки, тем более мрачной. Иначе это не любовь, а
что-то другое. Например, похоть. Это тоже тема, которую мне хотелось бы раскрыть,
- я большой поклонник фильмов Дэвида Линча, "Твин Пике" и "Голубой
бархат", - вот какой образности мне хотелось бы добиться в музыке. Но пока
не получается. Надеюсь, у меня еще есть будущее, и мне есть к чему стремиться.
Как вы себя ощущаете в роли секс-символа?
ВВ: Я пришел в музыку не для того, чтобы становиться секс-символом. Хотя, не
скрою, приятно, когда люди находят тебя привлекательным. Музыка гораздо важнее
моих фотографий на обложках журналов, но, увы, это часть шоу-бизнеса: не "засветился",
и ты не существуешь. А раз так, на снимках надо выглядеть прилично - кому интересно
разглядывать страшную рожу! И
все равно, это очень второстепенная вещь, имидж - я променял бы свои натуральные
зубы и волосы на сотую часть таланта, который был у Джима Моррисона или Джона
Леннона. Такие люди могли позволить себе обходиться без имиджа и быть самими
собой. Мы, простые смертные, никому не интересны, нам приходится изображать
небожителей. Со временем нам начинают верить. Но это совсем другая история.
Очень многие сравнивают вас с Джимом Моррисоном - ваши тексты, ваш имидж: на
сцене вы всегда с бутылкой красного вина в одной руке, с сигаретой в другой
- это же Джим!
ВВ: Я знаю сто человек, которые пьют красное вино и курят при этом сигареты,
я - сто первый. Какой я, к черту, Джим Моррисон?! Это комплимент, более чем
щедрый аванс, и вообще преувеличение! Хотя, пусть лучше меня сравнивают с Джимом,
чем с каким-нибудь парнем из Aqua!
Вы как-то сказали, что музыка HIM - это "лоботомированная Энни Леннокс,
повстречавшаяся с Manowar, которые вдруг заиграли, как Garbage", - вы по-прежнему
настаиваете на таком определении?
ВВ: Наверное, уже нет - все-таки наша группа растет и развивается, непрерывно
происходят стилистические изменения. Хотя, если говорить человеческим языком,
мы играем обычный "металл", а я пою в очень традиционной манере, практически,
как Фрэнк Синатра. Получается довольно странная смесь - "металл",
эстрада, "готика", глэм, хард-рок. Всего настолько много,
что для получившегося в результате стиля вы можете подобрать любое название,
и не ошибетесь.
Существует уже сложившийся стереотип: финские группы в частности и скандинавские
группы вообще - это экстремальная музыка, "запредельный металл". Как
вы полагаете, HIM сумеют сломать этот стереотип?
ВВ: Ломать, к счастью, нечего: этот ваш стереотип - заблуждение. В Финляндии
вполне нормальная музыкальная сцена, есть поп-группы, диско-коллективы, "металлические"
группы тоже имеются. Наверное, все дело в том, что эти группы неизвестны за
пределами Финляндии: они поют по-фински. А вот представители экстремального
"металла" традиционно работают с текстами на английском языке, поэтому
их знают за границей. Существует и другое заблуждение - относительно повального
пьянства наших музыкантов в частности и пьянства финнов вообще. Хельсинки, где
все мы живем, - обычная европейская столица, здесь вы найдете все формы излишеств,
включая алкоголизм. Но это не повальное пьянство граждан. На севере страны дело
обстоит несколько иначе, там действительно любят как следует выпить, но там
и климат иной - полагаю, в условиях полярной ночи и дикого холода алкоголь -
всего лишь один из способов выживания.
И все же: не кажется ли вам, что финской группе не просто выжить и, тем более,
добиться успеха в условиях жесточайшей конкуренции с английскими и американскими
исполнителями? Вы же не станете отрицать, что существует монополия англо-американской
популярной музыки?
ВВ: Стану, хотя отчасти вы правы. Но я придерживаюсь такой вот точки зрения:
хорошая песня это всегда хорошая песня, не важно, в какой стране ее написали
и исполнили. По-видимому, у американцев и англичан просто лучшие финансовые
возможности, больше денег на раскрутку и музыки, и ее исполнителей. Я все же
надеюсь, что рано или поздно ситуация изменится, и те же американцы начнут замечать
группы и певцов из Скандинавии. В конце концов, существует так называемый "шведский
феномен": весь мир знает АВВА, это же классический продукт крайнего европейского
Севера! Можно вспомнить еще Roxette и Cardigans, - очень хочется верить, что
скоро на карте мирового рока появится и моя родина, Финляндия.
Подобрала, а потом систематизировала и перевела вопросы и ответы Ксения ПОЛИНА
Статья любезно предоставлена Kris_Uniq