Play
В 1997 году на финской сцене грянула локальная и поначалу малозаметная для всего остального мира революция, следствием которой стало зарождение и стремительное эволюционное формирование целой музыкальной отрасли, получившей интригующее название "1оvе mеtа1". В роли смутьянов и застрельщиков очередного мини-переворота в артели шоу-бизнеса выступил юный хельсинкский квинтет Н1М, реализовавший альбом "Greatest Love Songs, Vol. 666". Пластинка прочно запустила свои корни в верхние строчки национального марта, разбрелась по Скандинавии "золотым" тиражом, а вчерашние школяры, будучи нареченными "лучшими дебютантами года", а заодно "лучшей финской группой", довольно скоро трансформировались в местечковых "мега-старс". Коммерческая успешность Н1М возбудила в стране Суоми недюжинную суматоху - из глубин чухонского андеграунда, словно черти из табакерок, стали выпрыгивать все новые и новые коллективы, практикующие самовыражение в схожей стилистике. В результате чего Финляндия, до недавних пор слывшая аутсайдером на скандинавском музыкальном рынке, за каких-то четыре года зарекомендовала себя как настоящий кладезь разнокалиберных дарований "1оvе-металлического" пошиба.
"LOVE МЕТАL" - ЭТО ЧТО?
И вот теперь, когда Н1М вкупе с коллегами по жанровому цеху - группами То/Die/Fоr, Entwine и Тhе 69 Еуеs (героями не меньшего таланта, но меньшей рентабельности), вынудили музофилов заговорить о Финляндии как о золотом фонде "романтического металла", восторженные рассуждения о самобытной финской мелодике уже не кажутся пустозвонным резонерством.
Так что же кроется под этим чарующим термином - "Love Metal"? Мелодраматическая лирика о любви и смерти - да. Эфирные синтезаторные пассажи, органично вплетенные в меланхоличные готик-металлические риффы - да. Экспансивные и волнующие гармонии, помноженные на мистико-декадентскую атмосферу - да. "Love Metal" - это музыка, которая в равных пропорциях заключает в себе элементы и попа, и "металла", и готики, и глэма, - объясняет вокалист и идеолог НIМ Вилле Вало. - Это музыка, вдохновленная чувствами, которые сходны с теми ощущениями, что испытываешь при первом поцелуе, "love metal" - это как постер к фильму "Унесенные ветром", где Кларк Гэйбл обнимает Вивьен Ли на фоне заката".
Звучит, конечно, красиво и выспреннo, только на свежее музыкальное веяние "love metal" все-таки не тянет. Если выскрести из музыки НIМ всю романтику и амурный антураж, останется, без сомнения, талантливо сработанная, но не несущая в себе никаких новаций помесь аутентичного готического рока, елейных поп-мотивов и "металлических" ингредиентов. Тем не менее, в активе НIМ - номинации на "Echo Awards" и "Austrian Amadeus Awards", участие в телешоу "Тор Оf Тhе Рорs", награда "Emma" (финский эквивалент "Grammy") и внушительная охапка тому подобных премий, бессчетные интервью (как "металлическим", так и мейнстримовым масс-медиа), стабильные концертные аншлаги и прочие атрибуты общественной жизни удачливых рок-звезд.
Здесь впору задаться сакраментальным вопросом: в чем же тогда секрет такой колоссальной (для команды, работающей в "тяжелой" стилистике) популярности? На какую аудиторию ориентированы НIМ? С точки зрения ортодоксального металлиста, финны играют музыку бутафорскую и чересчур приторную, или, выражаясь проще, попсовую. С другой стороны, в качестве звукового базиса НIМ используют жесткие гитарные риффы, что не дает повода усомниться в жанровой принадлежности группы. Что ж, думаю, не будет преувеличением констатировать, что в первую (и чуть ли не в последнюю) очередь причины успеха НIМ кроются в харизме их фронтмена - Вилле Вало, новоиспеченного секс-идола скандинавского "тяжмета".
ВИЛЛЕ, ПО ФАМИЛИИ - СВЕТ
Итак, знакомьтесь - Вилле Херманни Вало, голубые глаза и 184 полноценных сантиметра роста, большой поклонник творчества заслуженного голливудского ковбоя Клинта Иствуда и кинокумира 50-х годов Джеймса Дина. Как чумы, боится облысения, пьет красное вино, выкуривает по четыре пачки сигарет в день (если не врет - что делать, в принципе, любит), но категорически не приемлет наркотиков. Обожает музыку Вlаск Sabbath и Мадонны, новеллы Эдгара По, поэзию Вильяма Блейка, фильмы Дэвида Линча, мультики "Southpark" и "Tim Barton's Nightmare Before Cristmas". В общем, куда ни плюнь, личность эрудированная и всесторонне развитая.
Вало (кстати, в переводе с финского "valo" означает "свет") родился в Хельсинки 22 ноября 1976 года в семье владельца секс-шопа. Решение посвятить себя музыке пришло к Вилле в довольно раннем возрасте. Выбрав в качестве фетиша и объекта для подражания Джима Симмонса, бас-гитариста именитых нью-йоркских буффонов KISS, Вилле принялся делать первые шажки на музыкальном поприще. "Мне было лет восемь, когда я впервые увидел Джина Симмонса по телевизору, - вспоминает Вало в одном из своих интервью. - И я до сих пор помню, как эмоции восторга захлестнули меня. Я тотчас решил: я обязательно должен стать таким же, как он. На тот момент Джин был самым крутым парнем, которого я когда-либо видел в жизни, и мне очень хотелось походить на него абсолютно во всем. В первую очередь мне нужна была для этого бас-гитара, и я несколько недель кряду действовал на нервы родителям - в конце концов, им надоело выслушивать мое каждодневное нытье, и они подарили мне подержанную гитару и оборудование. Конечно, эти вещи были намного больше меня, но все равно я был счастлив. С этого дня музыка стала моей жизнью. Я никогда не представлял для себя иного пути, кроме как быть рок-звездой".
В остальном, Вилле рос вполне заурядным ребенком - ходил в школу, шкодил с друзьями и рисовал граффити на стенах, за что однажды даже был пойман полицией. С тринадцати лет будущий селадон стал помогать отцу в фамильной порнолавке. "Откровенно говоря, я относился к этому как ко вполне обычной работе, - говорит Вилле. - Большую часть времени я торчал за прилавком или расставлял по полкам журналы и видеокассеты. Иногда в магазине появлялись очень странные люди, причем зачастую в магазин заходили какие-нибудь знакомые, которых никак не ожидаешь увидеть в подобном месте. Было даже несколько курьезных случаев. Однажды вечером я перебирал товар на стеллажах, и вдруг нос к носу столкнулся со своим учителем по физике. Он держал в руках две кассеты "EI Amour" - можете себе такое представить? Даже и не знаю, кто смутился больше - я или он. Мы оба густо покраснели и покрылись испариной, а потом он сделал вид, будто не знает меня. Он заплатил за кассеты и пулей выскочил из магазина, даже не взяв сдачи".
Армейская служба миновала Вилле, поскольку тот страдал от астмы. В 1995 году, в компании с бывшими однокашниками, Вало организовал группу Super Gene Simmons's Offspring, названную так, понятное дело, в честь бас-гитариста KISS. Под таким несуразным именем команда протянула недолго - точнее говоря, до первого концерта, когда Вало почувствовал, что музыка может приносить не только эстетическое удовольствие, но и доход. Работа в секс-шопе была заброшена в темный и пыльный угол, первоначальный состав раскассирован, группа переименована в HIM, а Вилле отправился обивать пороги рекорд-компаний.
ВЕХИ ИСТОРИИ
Эта аббревиатура - HIM - расшифровывается как "His Infernal Magesty", что означает "Его Дьявольское Величество" (почти что стопроцентная калька со знаменитого "Their Satanic Magesties" The Rolling Stones - осознанный или случайный реверанс в адрес престарелых рок-н-ролл-старожилов). Такое "инфернально-инфантильное" название было придумано скорее в шутку, нежели всерьез, а поскольку группе довольно резво стали инкриминировать склонность к сатанизму, было принято решение сократить громоздкое Нis Infernal Magesty до лаконичного НIМ. "Кстати, в 70-х годах в Англии существовал порножурнал с таким названием, - говорит Вало. - А в Германии есть компания, занимающаяся пошивом свадебных костюмов для трансвеститов, и она тоже называется НIМ".
Группе, без сомнения, подфартило, она практически сразу попала под зажиточное мейджорское крыло - в 1996 году финны заключили контракт с "ВМG Finland". Летом того же года, выбрав в качестве ключевого трека кавер-версию бородатого шлягера Криса Айзека Wicked Game", группа записала макси-сингл "666 Ways to Love", реализованный в кассетном формате (сегодня оригинал представляет собой филофонический раритет, хотя все четыре композиции этого сингла были включены в качестве бонусов на японское издание второго диска финнов "Razorblade Romance"). Первый блин получился ничуть не комообразным, а Wicked Game" в трактовке НIМ, мега-хитовый сплав готического экстрима и популярной мелодии из конца 80-х, и вовсе поджидал нешуточный чартовый успех. "Я смог уловить настроение этой песни, - рассказывает Вало. - В ней присутствует та же самая меланхолия, что и во всей нашей музыке. К тому же, у нас гораздо больше общего с парнями вроде Криса Айзека, нежели с какой-нибудь хэви-металлической группой".
Вообще-то Вилле Вало очень любит воздавать почести кумирам своего отрочества - в репертуарном портфолио НIМ имеются переделки песен Билли Айдола ("Rebel Yell"), Depeche Mode ("Enjoy the Silence"), Blue Oyster Cult ("Don't fear the Reaper") и даже Мадонны ("Live to Tell").
В 1997 году группа выпускает пластинку-дебют "Greatest love Songs, Vol. 666". "Я был полностью разочарован в музыке в те времена, - говорит Вилле. - И хотел создать нечто, что задело бы людей за живое. Нечто, что заставляло бы плакать и оставляло бы в душе глубокий след. Так и появился "love metal" - комбинация чего-то гнетущего и чего-то воздушного, союз любви и смерти, смешение мрачных и светлых аспектов музыки". О дебютном диске НIМ Вало высказался следующим образом: "Наша пластинка звучит, будто саундтрек к фильму Дэвида Линча, записанный Depeche Моде в альянсе с Вlack Sabbath и Dimmu Borgir". (Аллегория, конечно, изящная, но весьма спорная - по крайней мере, если судить по итоговому продукту.) Как уже было отмечено в преамбуле, "Greatest love Songs, Vol. 666" получил "золото" в Скандинавии, а оба альбомных сингла побывали на верхушке национального Тор 10 - речь идет о "When Love & Death Embrace" и "Your Sweet Six Six Six" (кстати, когда Вилле задают вопросы о природе такой любви к "числу зверя", он любит пускаться в путаную и апокрифичную демагогию о кабалистике, любовном мистицизме, противостоянии Бога и Дьявола, хэви-метале 80-х и детской влюбленности в музыку Вlack Sabbath).
Два года спустя, для звуковой дорожки к фантастико-футуристическому фильму Джозефа Раснака (а вовсе не Роланда Эммериха, как ошибочно полагают многие) "Thirteen Floor" HIM записали композицию "Join me in Death", название которой, по настоятельному требованию звукозаписывающего лейбла, было урезано до "Join Me" (Вало называет эту песню рок-версией истории о Ромео и Джульетте). Летом 1999 года группа осела в студии для записи второй полноразмерной пластинки - "Razorblade Romance". В качестве продюсера был ангажирован кудесник микшерских пультов Джон Фрайер, известный по работе с такими грандами, как Depeche Mode, Nine Inch Nails, White Zombie и Fields of the Nephilim. После выхода в свет "Razorblade Romance" НIМ наконец-то в полном объеме познали, что такое транснациональная популярность. Кривая успеха финских донжуанов проворно поползла вверх, вовлеченные в гастрольный вертеп, они исколесили всю Европу, а в одной только родной Финляндии (страны, замечу, маленькой) пластинка получила платиновый статус.
НIМ "ЖИВЬЕМ"
Журналисты любят сравнивать Вилле с Брайаном Молко из Рlасеbо, к вящему неудовольствию финна. А вот сравнения с Дэвидом Боуи эпохи "Zyggi Stardust," и лидером Тhе Doors Джимом Моррисоном ему больше по душе. "Я ненавижу Молко и вообще Рlасеbо, - откровенничает Вало. - Аналогии с Моррисоном мне нравятся больше, я воспринимаю их как комплимент, хотя считаю, что это глупость - сравнивать разных людей. Все люди неповторимы и индивидуальны ".
Вообще, наблюдая Вилле Вало на сцене, и в самом деле трудно избавиться от назойливой мысли, будто тебе подсовывают эдакую реинкарнацию Джима Моррисона на современный лад - эксцентричный сценический имидж, ярко выраженный нарциссизм, драматичный вокал, сдобренный вибрирующими модуляциями, томные и призывные взгляды исподлобья, пластичные жесты. Вдобавок, во внешности Вало присутствует нечто демоническое (видимо, сказалась румыно-венгерская генеалогия матери и маразматические побасенки бабушки, с детства прививавшей Вилле мысль, что он является потомком графа Дракулы). Что пагубно для женских сердец не в меньшей степени, нежели смазливая "андрогинная" наружность.
Да уж, страдать есть от чего, и на своих концертах НIМ неизменно доводят своих фанаток до состояния глубокой любострастной аффектации - летний визит группы в Москву наглядно продемонстрировал, что в искусстве эпатажа и манипулирования сентиментальной женской натурой финны достигли завидных высот. Визгливо-экстатическая истерия девчушек пубертатного возраста, беззаветно "гибнущих за металл" в партерной мясорубке, представляла собой зрелище, право, забавное, навевающее недвусмысленные ассоциации с хроникальными видеозаписями выступлений Тhе Веаtles в Америке. И музыкантам это бесспорно льстит - ибо что может быть прекраснее гурьбы экзальтированных поклонниц, кокетливо подставляющих обнаженные груди для автографов?
"DEEP SHADOWS & BRILLIANT HIGHLIGHTS"
Так называется третий полноформатный лонгплей НIМ, поступивший в продажу 27 августа текущего года. Продюсирование альбома было возложено на Кевина Ширли, выстраивавшего звук для Aerosmith и Воn Jovi, а микшированием вновь занялся Джон Фрайер - сотрудничество с ним показалось патронам "ВМG Finland" весьма продуктивным.
"На этой пластинке стиль НIМ несколько изменился, - рассказывает Вилле Вало. - Я надеюсь, новый материал удивит наших слушателей. В наших песнях стало меньше "металлических" элементов, теперь мы делаем акцент на типично "роковое" звучание. Нынче наша музыка не очень-то отличается от того, что играют, к примеру, Monster Magnet. В ней чувствуется настроение и психоделика 70-х, но, с другой стороны, кому-то "Deep Shadows & Brilliant Highlights" может напомнить о Depeche Mode".
И действительно - то ли взгляды Вало на собственное творчество уже не столь радикальны, как четыре года назад, то ли его коллеги тайком подтерли в партитуре "металлические" ноты, но саунд новой пластинки НIМ гораздо мягче и лиричнее, чем на предыдущих релизах. Флегматичный готический рок, окончательно и бесповоротно вычищенный и выскобленный от "металлических" составляющих - вот что ожидает слушателя на лазерных дорожках "Deep Shadows & Brilliant Highlights".
"Мы, финны, очень меланхоличны, - говорит Вилле. - Я не знаю почему, но это так. Если посмотреть на финские чарты, то можно увидеть там множество песен, полных меланхолии. Счастливые песни делают нас несчастными, и наоборот".
Да уж, меланхолии на "Deep Shadows & Brilliant Highlights" хоть отбавляй (кстати, теперь музыка HIM позиционируется как "скандинавский блюз"). Пронизанные вековечной нордовой тоской аккорды, непреходящая любовная дисгармония в текстах, фирменный эмоциональный надрыв в голосе Вилле Вало. Альбом, ни на минуту не оставляющий желать лучшего. Мелодические букеты "Lose you Tonight", "Salt in our Wounds" и уже раскрученного хита "Pretending" пахнут на вас стужей полярного марева, а светлая хандра "In Joy and Sorrow" и "Close to the Flame" вознесет к пушистым тропосферным облачкам. Альбом-жемчужина, альбом-откровение. И если вы еще не успели приобщиться к жеманному риффо-плетству сластолюбивых финнов, то "Deep Shadows & Brilliant Highlights" - гарантированный способ законопатить этот постыдный пробел в вашем музыкальном образовании.
"Знаете, рок-н-ролл иногда ассоциируется у меня с масонством, - улыбается Вилле. - Это большое тайное сообщество со своими обрядами посвящения, мифами и традициями, о которых вы не должны рассказывать посторонним. Так что не спрашивайте меня - я держу рот на замке".
Статью любезно предоставила Valo Yossa